Согласно ч. 4 ст. 158 «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме» ЖК РФ: «…4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

(с учетом изменений от 29.06.2015 №176-ФЗ)…».

Исходя из указанной нормы, в которой не рассматриваются варианты, когда собственники не проводили собрания или собрание не набрало кворум, жителям устанавливаются тарифы, принятые муниципальным органом власти для муниципального жилищного фонда.

Однако, согласно Постатейного комментария к ЖК РФ под редакцией П.В. Крашенинникова от 2012 года, комментарий к указанной ст.158 ЖК РФ говорит об обратном. А именно:

«. В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Жилищный кодекс РФ исходит из того, что эта норма может быть применена при условии, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме имеет кворум, на нем приняты решения по всем вопросам, необходимым для содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, кроме установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Без определения собственниками помещений перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме установление органом местного самоуправления или органом государственной власти города федерального значения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения неправомерно.

Необходимо учитывать, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК). В случае несогласования условия о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в договоре управления такой договор в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ считается незаключенным и полностью или частично ничтожной сделкой (ст. ст. 166 - 168 и 180 ГК). Поэтому органы местного самоуправления не могут реализовывать положения ч. 4 комментируемой статьи при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Поскольку решение об установлении размера платы за капитальный ремонт многоквартирного дома могут принимать органы управления товарищества или кооператива (см. комментарий к п. 1 ч. 1 ст. 137, п. 4 ч. 2 ст. 145 и ч. 8 ст. 156 ЖК), а не общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, то положения комментируемой нормы не относятся к управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом.

С учетом сравнительного анализа и системного толкования положений ЖК РФ можно сделать вывод, что положения ч. 4 комментируемой статьи могут применяться только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. Данный вывод основан также на требованиях п. п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491. В этих нормах устанавливается, каким способом органы местного самоуправления могут реализовывать полномочия, предусмотренные в ч. 3 ст. 156 ЖК РФ и ч. 4 комментируемой статьи…».

(примеч. Выделения произведены автором)

С указанным мнением, подробно высказанном в Комментариях к ЖК РФ под редакцией П.В. Крашенинникова по ч.4 ст. 158 ЖК РФ, не согласны муниципальные органы, прокуратура и Государственные жилищные инспекции.

Ответы ГЖИ по Московской области на мои неоднократные запросы по данному вопросу гласят: «…повторно сообщаем Вам, что комментарии П.В. Крашенинникова – это мнение одного юриста.

…Поэтому, Госжилинспекция Московской области в своей деятельности будет руководствоваться нормативными правовыми актами, а не мнением одного юриста…».

Учитывая разные мнения по одному и тому же вопросу, направил через сайт Госдумы обращение на имя Председателя Государственной Думы С. Нарышкина и Председателя комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П. Крашенинникова с просьбой разъяснить изложенные выше противоречия. А также просил внести изменения в ч. 4 ст.158 ЖК РФ для уточнения изложенной в ней формулировки.

В своем ответе Крашенинников подтвердил свое мнение, изложенное в Постатейном комментарии к ЖК РФ, что норма ч.4 ст.158 ЖК РФ применяется только при непосредственном управлении МКД.

В ноябре 2015 г. повторное направил обращение в Государственную Думу РФ. Добавлен адресат: Хованская Г.П.

Ниже привожу выдержки из обращения:

«Причина моего повторного обращения – письменно изложенное мнение Жилищной инспекции и прокуратуры, что норма ч.4 ст. 158 ЖК РФ позволяет в любом случае устанавливать тарифы для многоквартирных домов муниципальным правовым актом.

Дело в том, что Жилищная инспекция и прокуратура считают комментарий к ч.4 ст. 158 ЖК РФ личным мнением Павла Владимировича Крашенинникова, не имеющего правовой силы и не соответствующего норме ч.4 ст. 158 ЖК РФ.

Ответ Крашенинникова П.В. от 15.10.2015 № 3.3-29/1653 подтверждается его мнение, изложенное в Постатейном комментарии к ЖК РФ под редакцией П.В. Крашенинникова от 2012 года (полученного из системы «Консультант Плюс»), что норма ч.4 ст.158 ЖК РФ применяется только при непосредственном управлении многоквартирным домом. Однако, изложение указанной нормы в ЖК РФ приводит к другому массовому пониманию применения ч.4 ст.158 ЖК РФ, когда считается, что тарифы можно устанавливать многоквартирным домам, управляемым управляющей компанией, на основании муниципального правового акта. Такого мнения придерживаются Жилищная инспекция, прокуратура и управляющая компания. То есть, комментарии П.В. Крашенинникова (по их мнению) не подлежат применению и тарифы устанавливаются жителям многоквартирных домов при любой форме управления на основании муниципального правового акта. И применить норму ч.4 ст.158 ЖК РФ невозможно по замыслу законодателя ввиду другого понимания изложения текста указанной нормы при правоприменении.

К сожалению, моя просьба внести изменения в ч.4 ст.158 ЖК РФ в части конкретизации изложения указанной нормы и устранения имеющихся противоречий – Вами не была услышана…».

Ответ поступил от Хованской Г.П. Просьба конкретизировать ч.4 ст.158 ЖК РФ опять была не услышана…

Качество сегодняшнего законодательства таково, что появляются комментарии и разъяснения, которые не являются нормативными правовыми актами! В результате массово нарушаются права и законные интересы собственников помещений в МКД по всей России. А депутаты Госдумы РФ, принявшие такой вызывающий разные мнения Жилищный кодекс РФ, не принимают изменения в Жилищный кодекс РФ по уточнению спорных норм. Причем, даже после конкретных обращений в адрес Госдумы с конкретными фактами имеющихся противоречий.

Очень непонятная позиция!

Дизайн :
Яндекс.Метрика