banner 2022

 Перелицевать или скроить по-новому

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №10  2009)

 

Уже полгода специалисты ЖКХ ждут новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг, ныне регулируемых Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. Но нельзя исправить изделие, выполненное с браком. Если в гайке косо нарезана резьба, то ее не накрутишь ни на одну резьбовую шпильку. И как бы в гайке ни исправляли резьбу, она уже не будет хорошим изделием - нужна новая.

 

Аналогичная ситуация складывается в жилищно-коммунальном хозяйстве. Многоквартирный дом - это «резьбовое крепление (шпилька)», на которую все организации и предприятия коммунального комплекса и ресурсоснабжающие организации пытаются «накрутить» свои интересы, лоббируя их во всех инстанциях.

Несоответствие и противоречие друг другу законов и подзаконных актов в области жилищно-коммунального хозяйства позволяют каждой из сторон толковать их в свою пользу.

Выход из сложившейся ситуации многие эксперты в области ЖКХ видят в принятии принципиально нового законодательного акта.

 

Принятие Коммунального кодекса РФ - требование времени

 

Дальнейшая реализация преобразований в жилищно-коммунальной сфере требует четкого разделения жилищной и коммунальной составляющих. Необходимо законодательно дать четкие определения таким понятиям, как «коммунальный ресурс» и «коммунальные услуги». Кто является поставщиком коммунальных услуг, кто - исполнителем, а кто - потребителем? Кто такой потребитель и может ли он быть абонентом?

Все эти термины взяты из действующих законов и подзаконных актов, и их неоднозначное толкование создает серьезные проблемы при построении договорных отношений между организациями коммунального комплекса и конечными пользователями воды, тепла, газа, электричества и т. д.

Положение о том, что исполнитель (в данном случае ТСЖ, ЖСК, УК) является лицом, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы (п. 3 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам»), не соответствует истинному положению дел. ТСЖ, ЖСК, УК не предоставляют коммунальные услуги, а отвечают и несут ответственность за нормальное техническое состояние внутридомовых инженерных сетей, через которые «потребитель», т. е. гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме получает, воду, газ, тепло и т. п.

В Законе РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» дано определение: «Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Однако законодатель не всегда соблюдает это правило и вводит свое толкование некоторых слов. Так, в рамках Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ под понятием «потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса» понимаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. Такими лицами в жилищной сфере могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив». Здесь понятие «потребитель» выступает синонимом слова «исполнитель» и используется в отношениях, возникающих между покупателем товаров коммунального назначения и их продавцом (организацией коммунального комплекса).

Но ТСЖ, ЖСК, УК приобретают (но не предоставляют) коммунальные услуги по поручению, от имени и за счет собственников жилых и нежилых помещений. В этом случае становится невозможным заключение договоров агентирования или комиссии между реальными потребителями товаров коммунального, назначения - гражданином и ТСЖ, ЖСК, УК названными «исполнителями», а в реальности являющимися посредниками. Такое несоответствие создает очередные трудности в исполнении норм Налогового кодекса РФ в определении налоговой базы для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Используя природные ресурсы, труд и капитал, мы получаем воду, электроэнергию, тепло, газ. Все это потребляется населением. Услуги по водоснабжению, энергоснабжению, газоснабжению невозможно приобретать и перепродавать, поскольку они бесследно потребляются одновременно с их осуществлением. Таким образом, потребителями коммунальных услуг являются граждане, а не ТСЖ, ЖСК или управляющая организация. В результате деятельности ТСЖ никакой продукции или иных благ не появляется.

Однако появляется конфликт интересов.

По действующим нормативным документам ТСЖ предоставляет коммунальные услуги гражданам, тем самым реализуя услуги на территории Российской Федерации. Появляется объект налогообложения - реализация услуг и, соответственно, налог на добавленную стоимость (ст. ст. 145, 146 Налогового кодекса РФ).

Налоговые инспекции предъявляют претензии к ТСЖ, ЖСК, управляющим организациям. Даже несмотря на то, что Пленум Высшего Арбитражного суда своим постановлением № 57 от 5 октября 2007 г. отметил, что ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ, и не должен исчислять сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами.

Спустя полтора года - только в мае 2009 года Госдума в первом чтении одобрила поправки в Налоговый кодекс РФ, уточняющие порядок налогообложения коммунальных услуг. Когда будут приняты эти поправки в окончательном чтении - неизвестно.

Можно достаточно долго приводить другие многочисленные примеры нестыковок понятий, относящихся к коммунальным отношениям.

В Постановлении Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 «Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» абонент - это юридическое лицо, заключившее с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

В Постановлении Правительства РФ от
31.08.
2006 г. № 530 «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» имеются понятия «покупатели электрической энергии» и «исполнители коммунальных услуг».

В Методических рекомендациях по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями фигурирует понятие абонент (потребитель) - лицо, осуществляющее пользование тепловой энергией (мощностью) и теплоносителями.

То есть в каждом нормативно-правовом документе, относящемся к коммунальной сфере, дается свое определение исполнителя, потребителя и т. д. А это, в свою очередь, влияет на содержание договора между организациями коммунального комплекса и ТСЖ.

ТСЖ, ЖСК, УК заключают договоры на поставку коммунальных услуг в интересах собственников, контролируют их исполнение, аккумулируют на своих расчетных счетах коммунальные платежи, осуществляют расчеты с организациями коммунального комплекса. В результате несут финансовые убытки, выполняя абонентскую функцию предприятия коммунального комплекса (снятие показаний с узлов учета, выписка квитанций, сбор денежных средств).

Поставка воды, электричества, газа и т. д. определяется Гражданским кодексом как договор снабжения. В большинстве случаев такой договор называется или «Договор купли-продажи», или - как его разновидность - «Договор поставки». Но, как было сказано выше, сегодня ТСЖ приобретает воду, тепло, газ и проч. не для себя, а для собственника - по его поручению и за его счет. В результате каждая из договаривающихся сторон трактует договор в свою пользу, загружая суды дополнительной работой.

Таким образом, наличие отдельных законов в области коммунального хозяйства, многочисленных подзаконных нормативных документов, в том числе Постановлений Правительства РФ, ведомственных актов, которые зачастую противоречат друг другу и не соответствуют гражданскому законодательству, требует свести их в единый документ.

Таким документом может стать Коммунальный кодекс РФ.

 

Примерная концепция Коммунального кодекса Российской Федерации

 

Для успешной реализации преобразований в жилищно-коммунальной сфере необходимо четкое разделение жилищной и коммунальной составляющих.

Основная идея разработки законопроекта «Коммунальный кодекс РФ» заключается в совершенствовании правовых основ государственного регулирования предоставления коммунальных услуг от организаций коммунального комплекса до конечного потребителя, правовое обеспечение реализации в нормах Коммунального кодекса Российской Федерации конституционного права граждан на защиту прав потребителей коммунальных услуг и получение полноценной и достоверной информации. При этом должен быть провозглашен главный принцип предоставления коммунальных услуг - обеспечение качества услуг, благоприятных для жизни и здоровья человека.

Предполагается, что работа над Коммунальным кодексом:

- позволит проанализировать весь накопленный основной нормативный материал жилищно-коммунального законодательства, при этом будет достигнута большая взаимосвязанность нормативных актов;

- поможет закрепить положительные черты сформировавшейся коммунальной системы и наметить пути ее дальнейшего преобразования и совершенствования;

- позволит учесть положения о правах и обязанностях участников правоотношений в части обеспечения потребителей коммунальными услугами в соответствии с принципами, установленными Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- определит права граждан на защиту прав потребителей коммунальных услуг и доступ к полной и достоверной информации о формировании тарифов на предоставление коммунальных услуг;

- позволит упорядочить иерархическую структуру коммунального законодательства;

- увеличит долю правовых норм, внесенных в Коммунальный кодекс РФ, за счет переноса в него ряда норм подзаконных актов. Эта процедура будет способствовать росту стабильности коммунального законодательства.

При этом Коммунальный кодекс РФ должен предусматривать более широкое, чем техническая регламентация хозяйственной деятельности, регулирование отношений в сфере предоставления коммунальных услуг, в том числе в вопросах рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

 

Место будущего закона в системе действующего законодательства

 

Коммунальный кодекс РФ должен носить комплексный характер и аккумулировать в себе в необходимой степени нормы, относящиеся к жилищному, земельному, административному, гражданскому, финансовому, налоговому праву или содержать необходимые отсылочные нормы. Кодификация в рамках Коммунального кодекса потребует отмены части федеральных законов.

Коммунальный кодекс РФ должен занять место системообразующего акта коммунального законодательства Российской Федерации. Акты федерального законодательства в сфере коммунального обеспечения потребителей, разрабатываемые и принимаемые в дальнейшем, должны включаться в Коммунальный кодекс Российской Федерации. Акты федерального законодательства иных отраслей права, содержащие коммунальные нормы, разрабатываемые и принимаемые в дальнейшем, должны базироваться на правовых положениях Коммунального кодекса Российской Федерации.

Реформирование коммунального законодательства Российской Федерации путем кодификации будет способствовать его совершенствованию, будут обеспечены стабильность и конструктивность коммунального законодательства как определяющие условия его эффективности. Это будет достигнуто за счет: системности и комплексности правового регулирования на основе установления единых принципов производства и предоставления коммунальных услуг; введения преимущественно норм прямого действия; развития экономических механизмов, регулирующих отношения между предприятиями коммунального комплекса и конечными потребителями.

В Коммунальном кодексе следует учитывать ограниченные возможности конкуренции, специфику предоставления некоторых видов коммунальных услуг, различия в уровне развития разных отраслей, уровень износа инфраструктуры и многие другие факторы.

В Коммунальном кодексе РФ должны быть четко прописаны права и обязанности каждого участника процесса снабжения населения жизненно необходимыми услугами, указана обязательность публичных слушаний при установлении тарифов и механизм обеспечения прозрачности их формирования.

Принятие Федерального закона «Коммунальный кодекс Российской Федерации» не требует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных органов власти.

 

Сергей АТАМАНЕНКО,

 

председатель президиума РАТСЖ

 

Дизайн :

Яндекс.Метрика