«Дворцы не могут быть в безопасности там, где несчастливы хижины»

Бенджамин Дизраэли

Череда негативных событий, связанных с безопасностью* граждан в жилищной сфере – взрывами газа, падением лифтов, разрушениями несущих конструкций жилых зданий, авариями коммунальной и инженерной инфраструктуры заметно усилилась в последние три года. А происшествия, приводящие к гибели граждан, стали носить системный характер.

Между тем, жилищное законодательство «основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилищ….». Другое требование ЖК РФ заключается в «обеспечении благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме.... правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами».

В контексте данных правовых норм вопросы гарантии безопасности граждан в жилищной сфере должны являться приоритетом по отношению к остальным вопросам отраслевого регулирования, например, экономического (имущественного) характера. В текущих условиях обществу и специалистам нужно разобраться в причинах роста числа и тяжести происшествий в жилищной сфере и выработать срочные меры защиты.

Часть факторов: достижение предельного технического износа объектов и элементов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, «хроническое недофинансирование отрасли», наличие в обществе неминуемого статистического числа граждан, обладающих неоправданной беспечностью и пренебрегающих мерами безопасности, снижение в России общей и технической культуры жизнедеятельности и производства имеет объективную природу.

Но имеются и субъективные причины, возникшие в результате череды административных и институциональных реформ, в частности, структуры полномочий и ответственности органов и организаций технического учёта, жилищного и технического надзора и контроля.

Нельзя не отметить ещё одно важное основание общеправового характера: очевидный и устойчивый процесс деградации качества при одновременном росте количества актов правового и нормативного регулирования в жилищно-коммунальной сфере.

Все вместе и по отдельности они формируют комплекс причин, вызывающих деградацию некогда целостной системы управления техническим контролем, профилактикой безопасности и эксплуатации систем и оборудования объектов жилой недвижимости и коммунальной инфраструктуры.

Основными причинами, влияющими на рост происшествий в жилищно-коммунальной сфере, являются:

  1. Реформа системы государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов жилой недвижимости в результате вступления в силу 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иных НПА. Проведена реорганизация обязательной системы государственного технического учёта и технической инвентаризации жилищного фонда с изменением роли этих органов (ранее – БТИ, ОТИ). С января 2013 года изменились функции органов БТИ в части отмены обязательной (начальной и периодической) технической инвентаризации многоквартирных домов.

В настоящий момент Минстрой России завершил процедуру общественного обсуждения проекта постановления правительства РФ "О признании утратившим силу постановления правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301» . Налицо очевидное правовое и институциональное противоречие: при наличии нормы права в ЖК РФ, острой ежедневной практической востребованности информации о техническом состоянии МКД (в процессе обслуживания, текущего ремонта, реновации, перепланировки, контроля безопасности, инвентаризационной и кадастровой оценки), федеральной администрацией на протяжении трёх лет не только не установлены порядок проведения технической инвентаризации и ответственные за её проведение и подготовку технических паспортов МКД, но и готовится окончательное разрушение системы технического учёта, инвентаризации и контроля.

Несмотря на то, что на этапе реорганизации системы БТИ (а позже – при введении лицензирования в управлении МКД) специалисты предупреждали о возможных проблемах и последствиях для безопасной эксплуатации МКД, на федеральном уровне так и не были приняты порядок и правила технического учёта и контроля объектов жилой недвижимости, разработана лишь рекомендательная форма техпаспорта МКД2. Если до начала реформ органы государственного жилищного надзора (ГЖН – как основной надзорный орган в жилищной сфере) совместно со службами технического учёта и инвентаризации (БТИ), технического и административно-технического надзора и контроля (ростехнадзор, АТИ), эксплуатационными службами обеспечивали координацию управления системой технической безопасности жилищного фонда. То после реформы органов БТИ и ГЖН обращение сведений технического характера о жилой недвижимости стало добровольным, что породило правовую и организационную энтропию не только в области технического учёта и инвентаризации, но и отразилось на системе регистрации прав на объекты жилой недвижимости.

Таким образом, незавершённая реформа института обязательного государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов жилой недвижимости создаёт для участников отношений непреодолимое препятствие по вопросам организации системы управления безопасностью, надлежащей технической эксплуатации и воспроизводства жилых зданий.

  1. Реформа системы государственного жилищного надзора

Второй важной правовой и институциональной (по значимости – равноценная с первой) причиной, оказавшей отрицательное влияние на обеспечение безопасности граждан в жилищной сфере, стала реформа структуры функций, полномочий и ответственности института государственного жилищного надзора.

Происходила данная трансформация одновременно и в результате спешного принятия федерального закона, нормативных актов и введения института лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. В таблице приведена оценка сравнительных результатов изменения функций, полномочий и ответственности государственной жилищной инспекции на основе сравнения постановления правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в РФ" и постановления правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре".

Сравнительный перечень некоторых функций и ответственности органов государственного жилищного надзора в РФ

Таблица 1

Было

(1086-ПП РФ от 26.09.94 г.)

Стало

(493-ПП РФ от 11.06.2013 г.

927-ПП РФ от 12.09.2014 г.)

Задачи органов ГЖН (ГЖИ)

Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД независимо от их принадлежности

Задачами главного государственного жилищного инспектора являются повышение эффективности работы органов ГЖН, органов муниципального жилищного контроля и лицензионных комиссий при проведении ГЖН, муниципального жилищного контроля и лицензировании деятельности по управлению МКД.

Функции органов ГЖН (ГЖИ)

Главная государственная жилищная инспекция выполняет следующие основные функции:

- координирует и организует работу государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД;

- анализирует отчетные, статистические данные, результаты проверок на местах, другие информационные материалы и на их основе подготавливает предложения по совершенствованию эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переходу на договорные отношения, развитию конкурентной среды, улучшению работы государственных жилищных инспекций субъектов РФ, осуществлению перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, стимулированию процессов участия населения в управлении жилищным фондом и общим имуществом собственников помещений в МКД, сохранности и улучшению их использования, содержания и ремонта;

- разрабатывает нормативно-методическую документацию по вопросам деятельности государственной жилищной инспекции;

- осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД;

- осуществляет работу по подбору, профессиональной подготовке и переподготовке кадров органов государственной жилищной инспекции;

- участвует в разработке нормативно-правовых документов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД

Главный государственный жилищный инспектор РФ (далее - главный государственный жилищный инспектор) осуществляет координацию деятельности органов ГЖН и органов муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные настоящим Положением

Права (полномочия) органов ГЖН (ГЖИ)

Органы государственной жилищной инспекции имеют право:

- проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением;

- давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в МКД и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

- выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;

- вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии сКодексомРСФСР об административных правонарушениях;

- участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции

а) дает в рамках своей компетенции обязательные для исполнения указания по вопросам организации ГЖН и муниципального жилищного контроля;
 б) обеспечивает подготовку методических рекомендаций по осуществлению ГЖН и муниципального жилищного контроля;
 в) обеспечивает сбор и анализ информации о реализации на территории субъектов РФ мероприятий ГЖН и муниципального жилищного контроля;
 г) запрашивает у органов ГЖН, органов муниципального жилищного контроля и лицензионных комиссий информацию, ….;

д) обеспечивает подготовку и внесение в установленном порядке на рассмотрение правительством РФ вопросов, относящихся к компетенции …;

е) осуществляет рассмотрение обращений высших должностных лиц субъектов РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по вопросам, относящимся ………;

 ж) дает юридическим лицам и гражданам разъяснения ………;

з) направляет высшим должностным лицам субъектов РФ рекомендации….;

и) проводит координационные и согласительные совещания …..;

к) принимает решения о проведении проверок деятельности органов ГЖН…..;

л) направляет обязательные для исполнения органами ГЖН и органами муниципального жилищного контроля предписания …;

м) обеспечивает рассмотрение документов….в целях согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа ГЖН;

н) проводит собеседование (тестирование) с кандидатом….. в целях согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа ГЖН;
о) представляет министру строительства и ЖКХ РФ рекомендации о согласовании назначения…..

Ответственность органов ГЖН (ГЖИ)

8. Государственные жилищные инспектора несут персональную ответственность за неисполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД

В действующем постановлении положения об ответственности органа и должностных лиц ГЖН отсутствуют

Выводы и предложения.

1. В прежнем виде перед органами ГЖН были поставлены отчётливо сформулированные, реализуемые и измеряемые задачи – осуществление «контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг», «контроль за техническим состоянием жилищного фонда, ОИ собственников помещений в МКД и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами». В действующем виде ГЖИ лишь «повышает эффективность работы органов ГЖН, муниципального жилищного контроля и лицензионных комиссий при проведении государственного жилищного надзора». То есть - с момента получения лицензии управляющими МКД проводится лишь лицензионный контроль в отношении хозяйствующих субъектов, но не технический контроль объектов недвижимости.

 

2. Действующее положение о ГЖН, в отличие от прежнего («органы ГЖИ осуществляют контроль.. за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в МКД и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами»), не содержит задач по осуществлению контроля технического состояния и обеспечению безопасности систем и оборудования объектов жилой недвижимости. В предмете деятельности нынешних органов ГЖН присутствует термин «обязательных требований к…..сохранности жилищного фонда», однако при отсутствии актуальных и юридически значимых сведений о техническом состоянии МКД, определения и чётких критериев понятия «сохранности ЖФ», данное требование является декларативным. Что в совокупности с реформой технического учёта и технической инвентаризации значительно усугубляет положение дел.

3. Исходя из фактической ситуации (с момента образования минстройЖКХ в 2014 г.), на должность главного жилищного инспектора министерство строительства и ЖКХ выдвинуло кандидатуру из своего состава в лице действующего чиновника, и к тому же отвечающего за политику отраслевого регулятора в данной экономической сфере. В результате, одно физическое лицо совмещает разнонаправленные по целям и задачам должности – заказчика, разработчика и администратора жилищной политики (отраслевых нормативно-правовых актов), с одной стороны, и контролёра качества исполнения данной политики, (требований изданных под его контролем НПА), с другой. По мнению специалистов, данный факт с учётом текущей отраслевой динамики ухудшений должен стать поводом для рассмотрения беспрецедентного совмещения в одном лице функций и полномочий замминистра строительства и ЖКХ и главного государственного жилищного инспектора с целью оценки возможного наличия признаков конфликта интересов.

4.Со всей очевидностью назрела острая необходимость восстановления в экстренном порядке и в полном объёме ведомственных функций, полномочий и ответственности специализированной службы (органа, организации, ранее – БТИ) по государственному техническому учёту и инвентаризации объектов жилой недвижимости. Необходимо срочно восстановить обязательный государственный технический учёт и инвентаризацию всех категорий жилых зданий и сооружений независимо от видов собственности, целевого назначения, места расположения объектов жилой недвижимости и иных критериев. 

5.В действующей системе жилищных отношений практически вся ответственность за технические и техногенные происшествия в МКД возлагается на управляющие организации (ТСЖ, ЖК, ЖСК). Но перекладывать ответственность за техническую и иную безопасность в МКД только на хозяйствующие субъекты – это уклонение государства от исполнения своих функций по обеспечению гарантий безопасности в жилищной сфере и недопустимая стратегическая ошибка, требующая срочного исправления.

Специалисты убеждены, что заинтересованные федеральные административные органы, отвечающие за вопросы безопасности, в том числе, в жилищной и муниципальной сфере, реалистично оценивают риски3, возникшие в результате перечисленных реформ, и окажутся способны предпринять адекватные меры.

Ю. Павленков

Генеральный директор НП ЭУН «Индустрия Сервейинг»

член Комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости и ЖКХ

   

1 -   Взрывы и возгорания газа в жилых домах в России в 2014-2015 годах, РИА Новости   http://ria.ru/spravka/20151220/1345698351.html#ixzz3yvmZRXlE

2 - Фонд содействия реформированию ЖКХ, Методические рекомендации по составлению технического паспорта многоквартирного дома, http://fondgkh.ru/finance/doc_bank/method/39723.html

 

3  -  В момент подготовки данного материала, 16.02.16 в Ярославле в результате очередного взрыва газа обрушилась секция 5-и этажного дома, погибли 7 человек, 9 человек госпитализированы, 22.02.16 в результате обрушения потолка в собственной квартире в МКД, погибла женщина.

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика