О капитальном ремонте жилищного фонда в Москве

(Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №12  2008)

 

С 2008 по 2014 год в  Москве планируется отремонтировать
117,5 миллиона квадратных метров жилья. Это примерно 60 процентов всей жилой площади, которая на сегодняшний день есть в городе.  У столичных властей  не сложились отношения с федеральным фондом капитального ремонта, так как в Правительстве Москвы сочли ряд условий фонда неприемлемыми. Чтобы претендовать на эти средства, регионы должны в сжатые сроки выполнить ряд условий: приватизировать 25 процентов предприятий ЖКХ, около 5 процентов многоквартирных домов передать в управление ТСЖ, довести оплату коммунальных услуг населением до 100 процентов.  Поэтому было принято решение, что Москва на капремонт будет  выделять средства из   городского бюджета.

 

 

Как заявил в своем интервью газете «Тверская, 13» заместитель мэра в Правительстве Москвы Петр Бирюков, «программа капитального ремонта, которая была объявлена Юрием Лужковым, - это смелый поступок московских властей. Она была сформирована в течение полугода, с тем чтобы вступить в эту огромнейшую работу. В этом году наша задача - отремонтировать около 12 миллионов квадратных метров жилья. На это из городского бюджета выделено почти 53 миллиарда рублей. Программой предусматривалось выделение 42 миллиардов рублей, но мэром было принято решение о выделении дополнительных средств на утепление фасадов, замену оконной столярки, замену и остекление лоджий, балконов. Это позволит сэкономить примерно 30 процентов тепловой энергии. В пиковое время, а это май-июль, на капитальном ремонте работали примерно 45 тысяч человек. А в прошлом году работали около 500 человек и было освоено почти 2 миллиарда рублей на различные виды ремонта».

 

Сравнивая эти две цифры - 500 человек в прошлом году и 45 тысяч человек нынешнего года - невольно задаешь себе вопрос: кто, когда и под какую программу резервировал такую огромную армию рабочих строительных специальностей,  чтобы в нужное время появиться в нужном месте и выполнить поставленную задачу по  капитальному ремонту?  Естественно, ожидать желаемого качества работы  было бы наивно. Но стоит ли «выбрасывать» народные деньги лишь для того, чтобы отчитаться о проделанной работе? А устроит ли она  собственников приватизированных квартир,  проживающих в ремонтируемых домах? Ведь не секрет,  что капитальный ремонт в многоквартирных домах,  построенных до 1991 года, то есть до года принятия Федерального  закона «О приватизации жилья», - это не подарок собственникам от властей,  а обязанность государства исполнить свой долг, оговоренный в статье 16  упомянутого закона.

Заместитель мэра  не скрывает, что из-за несовершенства  механизма конкурсного отбора, несмотря на то,  что все подрядчики прошли процедуру аукциона, среди них есть и недобросовестные. Законы не позволяют ни властям, ни тем более собственникам квартир ремонтируемого  многоквартирного дома быстро расстаться с нерадивыми строителями. «На сегодняшний день из 400 организаций, которые работают, примерно полсотни тех, которые оказались лишними и недобросовестными на рынке услуг по проведению капитального ремонта», - заявил Бирюков.

Власти города под нажимом  многочисленных жалоб собственников  квартир на отвратительное качество  ремонта,  срывы и  затягивание сроков ремонта вынуждены расторгать договоры, применять штрафные санкции.  Принято решение о создании в городе Департамента капитального ремонта. Функции заказчика будет выполнять Департамент капитального ремонта со своими подразделениями в округах. Имеется хорошая задумка, что префекты, районные управы вместе с жителями будут осуществлять контроль над  проводимым ремонтом. Сегодня Жилищным кодексом РФ и  иными документами установлено, что собрание собственников помещений принимает  решение о капитальном ремонте  и принимает  выполненную  работу у строителей. Но  знают ли об этом те, ради кого проводится  такой ремонт? Мы столкнулись  с неединичными  случаями подделки протоколов общих собраний по решениям начать капитальный ремонт в доме. Мы уверены,  что, не будь в таких домах неравнодушных граждан, поддельными протоколами закончилась бы  и процедура приема выполненных работ. На практике сегодня  мы имеем  парадоксальную ситуацию: префектура выступает заказчиком, назначает государственную комиссию, заказывает проектно-сметную документацию, и все это держится, как говорится, в  тайне от  собственников квартир и в одном кулаке. Отсюда и издержки в виде плохого качества, срыва сроков и так далее. Нам  известны случаи, когда капитальный ремонт в доме превращается из блага  для жителей в наказание. Есть  случаи,  когда к ремонту привлекаются необученные рабочие. А  в результате  их неграмотных действий, несоблюдения элементарных правил безопасности  в  квартирах возникали опустошительные пожары.

По непонятным причинам в Москве нет абсолютной гласности о списках домов, в которых станут делать ремонт в ближайшее время. Несмотря на то, что и мэр города неоднократно требовал сделать такие списки общедоступными, за информацией о судьбе своего дома нужно обращаться к властям   или  через приемные депутатов,  через СМИ. Редким исключением  является факт опубликования таких списков  в районных или окружных газетах, хотя адресные перечни на 2008 и 2009 годы давно определены, а на 2010-й и последующие будут окончательно уточнены до конца года.

Сегодня  контроль за качеством и графиком производства работ осуществляют службы авторского надзора технического заказчика и Мосжилинспекция, а также государственные заказчики - Департамент капремонта жилищного фонда и префектуры округов. Но Жилищный кодекс РФ,  иные законы и постановления правительства прописывают участие в контроле  и приемке работ также и представителей общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

Только цифры: 29 млн рублей в среднем тратится на ремонт одноподъездной панельной двенадцатиэтажки в г. Москве. Если поделить эту цифру на количество квартир, то получается, что на одну квартиру в среднем приходится около полумиллиона рублей,  выделенных на капитальный ремонт в многоквартирном доме.

Недавно мне пришлось проводить семинар по вопросам организации капитального ремонта многоквартирных домов для специалистов и руководителей муниципальных образований города Ярославля и Ярославской области. Приятно было убедиться в том, что там  выделенные государством средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов перечисляются  на расчетные счета ТСЖ или  управляющих компаний, обслуживающих жилые дома.  Задаешь себе вопрос и не находишь ответа,  почему в Москве не соблюдается федеральное законодательство  о том,  что средства на капремонт  дома должны поступать на расчетные счета или ТСЖ, или управляющей компании? Неужели собственники  помещений хуже наладят контроль над их  целевым использованием на капитальный ремонт,  чем чиновники?  А  куда девалось право «народного контроля» за подрядчиками? Контроль  со стороны собственников квартир в ремонтируемом доме обязателен как в начале, так и по окончании работ. Попробуйте  сегодня,  будучи  собственником  квартиры и тем самым части общедомового  имущества,  которое подвергается капитальному ремонту, попросить  показать вам акт открытия объекта, в котором должен отображаться  перечень всех работ, запланированных в каждом конкретном доме. Не трудно представить тот путь,  по которому  вам предложат пойти. А ведь ничего секретного в этом  документе нет,  вся информация  об этом должна быть вывешена на специальных стендах, установленных у каждого дома. А вы видели у своих  ремонтируемых домов такие стенды?

Позволю себе привести здесь  слова руководителя  нового столичного Департамента капитального ремонта жилищного фонда Артура Кескинова: «Не позднее, чем за две недели до начала ремонта, фирма-заказчик обязана собрать жильцов на собрание, в ходе которого ознакомить их с техническим заключением о состоянии дома, полученным ею вместе с горзаказом на ремонт. В нем указан перечень предстоящих работ. Изучив его, правление ЖСК или инициативная группа жителей домов должны подписать регламент открытия объекта. Лишь после этого начнется финансирование капремонта. Например, у каждого подъезда на информационном стенде должен быть вывешен график предстоящих работ с указанием сроков, согласованных с хозяевами, когда рабочие войдут в каждую квартиру. Хотелось бы, чтобы в каждом доме появилась инициативная группа, чтобы собственники заняли активную позицию и взяли проведение капитального ремонта под свой контроль. Это ведь их дом и им должно быть не безразлично, каким он выйдет из этого ремонта».     

Хорошие и своевременные слова. Жизнь требует их практической реализации!

Думаю, уместно  будет напомнить мнение мэра Москвы, подчеркнувшего, что «нынешний капремонт - это просто возвращение людям долгов, накопившихся со времен советской власти. Они в течение многих десятилетий платили по 2 процента от стоимости квартплаты специально на капитальный ремонт своего дома. И вина не их, а государства в том, что он так и не был сделан. Вот почему данная программа имеет просто колоссальное социальное значение».

Недавно один из руководителей района «Соколиная гора» в Москве в своем интервью сообщил, что из 20 запланированных к ремонту домов,  в 10 ремонт,  несмотря на грядущую зиму,  не начинался. Пришлось  обращаться с просьбой перенести  его на  весну,  чтобы в холодное время года не  оставить жителей домов без тепла. Это правильное решение.

Хочется пожелать  властям  моего города  еще раз взвесить все  «за» и «против»,  предварительно подготовиться к широкому фронту работ,  подготовить специалистов через профтехучилища, и только тогда, с полной  уверенностью,  что деньги будут целенаправленно истрачены на капремонт,  продолжать его. Следует решительно  приостановить «показуху» на раннем этапе, а подготовившись, вернуть  долг людям в полном объеме, получить от  граждан «расписку» о возвращении долга  и не позволять нерадивым строителям подделывать ее.

 

 

 

 

Виктор ФЕДОРУК,

 

управляющий ТСЖ, член Координационного совета общественной организации «Жилищная солидарность», помощник депутата Государственной думы РФ

Дизайн :
Яндекс.Метрика