(опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №2 ( 2013)

Подавляющее большинство «писателей» законов, нормативно-правовых и нормативно-технических актов искренне убеждены, что прикосновение их разума к бумаге, как «философский камень», превращает в золото все то, чем сегодня наполнено наше ЖКХ.

Кузьма ИСКАТЕЛЬ

Беда нашего общества заключается в том, что «писатели» законов для ЖКХ, похоже, никогда сами не работали в отрасли и, вероятно, слабо знакомы с фундаментальными основами экономической науки, азами юриспруденции.

Плоды их умозрительных экзерсисов в реальной жизни практически нереализуемы. Именно это является причиной того, что почти треть экономики (в процентах от ВВП) находится в упадочном состоянии, граждане недовольны качеством, тарифы на ЖКУ неуклонно растут. Также растет социальная напряженность, вызванная тем, что на добросовестных граждан возлагается ответственность по оплате долгов тех, кто не только не может, но и «справедливо» не хочет оплачивать непонятные растущие счета.

Причины «болезни ЖКХ»

1. «Эксперты», посчитавшие, что правоотношения в жилищно-коммунальной сфере «особенные и отличные» от обычных гражданских правоотношений, и взявшиеся за написание законов, перед началом трудов своих так и не удосужились внятно сформулировать, что же именно является объектом (объектами) регулирования. На сегодняшний день в федеральных законах такие определения отсутствуют.

2. В созданной системе государственного регулирования правоотношений в ЖКХ объединены в единое целое (ЖК РФ, 354-ПП и т.д.) три экономически самостоятельные в мировой экономической науке категории:

- УПРАВЛЕНИЕ - принятие решений, направленных на достижение какой-либо цели, не обусловленное обязательностью оплаты и наличием двух сторон в правоотношениях;

- ТОВАРЫ - продукты, вещи, имеющие материальную форму и стоимость, существующие независимо от наличия потребителя;

- УСЛУГИ - деятельность, результаты которой не создают нового продукта и не имеют материального выражения, осуществляемая исключительно при взаимодействии поставщика и потребителя.

Такой «гибрид» не позволяет использовать традиционные операции, свойственные в экономике для той или иной категории в отдельности, и требует «изобретения новых форм» методом проб и ошибок.

3. Правовое регулирование предоставления коммунальных услуг (354-ПП) устанавливает равными нулю (абз. 6 п. 38) издержки исполнителя при обращении коммунальных ресурсов - при преобразовании коммунальных ресурсов в коммунальные услуги. Невозможность этого при рыночных отношениях отмечали еще А.Смит и К.Маркс. Ответственность за неоплату потребленных ресурсов возлагается на исполнителя коммунальных услуг, а не на реального потребителя (354-ПП, 124-ПП). В большинстве случаев данные нормы уже «при рождении» закладывают убыточность и, следовательно, «нежизнеспособность» управляющих организаций при ведении ими бизнеса в полном соответствии с законом.

Правовое регулирование (КоАП РФ,170-ПП), деятельность Госжилинспекции и судебная практика ВАС формируют систему обязательного предоставления жилищных и коммунальных услуг, при которой, однако, их оплата потребителем обязательной не является. «Заоблачные» тарифы и колоссальные долги в ЖКХ на 90% порождены некомпетентным правовым регулированием отрасли. И только на 10% «инициативным» воровством «операторов рынка», что подтверждается анализом информации Генпрокуратуры по «посадкам».

Особо следует отметить низкий уровень юридической техники вновь создаваемых законов и нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ (ЖК РФ, 354-ПП). Авторы ЖК путают понятия «права» и «обязанности». Кроме того, положения новых документов зачастую противоречат Конституции РФ (ст. 35, ст. 55) и ГК РФ (ст. 1). Юридически слабые документы начинают «генерировать» вал судебных исков, парализуя арбитражные суды и суды общей юрисдикции, задавая лишнюю работу ВАС и Конституционному суду.

Консилиум

На сегодняшний момент отсутствует понимание, по какому пути следует далее развивать систему функционирования отрасли: рыночному, основанному на гражданских правоотношениях, или административно-распределительному, выведенному из-под регулирования гражданским законодательством.

Сегодняшнее состояние правового регулирования в ЖКХ чрезмерно для принципов рынка - более двухсот законов, нормативно-правовых и нормативно-технических актов, и постоянно появляются все новые, которые одновременно все соблюсти невозможно. А для административно-распределительных принципов оно абсолютно недостаточно. Именно об этом свидетельствует тот факт, что почти три десятка органов, способных и «призванных» контролировать ЖКХ, не могут навести в нем порядок.

Рецепт лечения

Для исправления сложившейся в отрасли ситуации и снижения социальной напряженности целесообразно предпринять следующие шаги:

1. Объявить на год мораторий на новые законы, нормативно-правовые и нормативно-технические акты, регламентирующие предоставление жилищных услуг (ЖУ) и коммунальных услуг (КУ).

2. Создать «Справочник заказчика и потребителя ЖКУ», позволяющий в рамках имеющегося законодательства добиться защиты своих прав, в том числе и в случаях бездействия контролирующих, надзорных органов, органов местного самоуправления, органов власти. Особый упор в «Справочнике» необходимо сделать на искоренение «социального иждивенчества» и обучение навыкам самостоятельной защиты своих гражданских прав.

3. На уровне органов местного самоуправления, как наиболее близких к гражданам, организовать систему профессиональной подготовки и тестирования специалистов, связанных с организацией предоставления жилищных и коммунальных услуг.

4. Проверить на «прозрачность» существующие методики экспертизы тарифов на КУ и подключения к коммунальной инфраструктуре. На конкурсной основе определить оптимальную методику и рекомендовать ее к применению.

5. Выборочно по субъектам РФ провести тоже на конкурсной основе комплексную экспертизу тарифов на КУ, охватывающую все «переделы», начиная от добычи полезных ископаемых, учитывая показатели рентабельности, и сравнить результаты с аналогичными показателями в других странах. Выявить причины значительных расхождений, определить пути их сокращения.

6. Разработать на конкурсной основе методику определения рекомендованного тарифа на ЖУ на основании оценки технического состояния МКД и перечня необходимых мероприятий, выполненных специалистами ГЖИ. Рекомендовать данную методику к применению.

7. Провести анализ существующей нормативно-правовой базы на предмет правовых коллизий, исполнимости, избыточности, возможности децентрализации. Подготовить предложения по оптимизации правового регулирования с учетом выбора направления развития отрасли.

8. На открытой основе привлекать для исполнения вышеизложенных п.п. 2-6 максимальное количество экспертов, профессиональных объединений.

9. Обеспечить регулярное, максимально возможное информирование населения о планируемых мероприятиях и их результатах.

 

Игорь Измайлов

Дизайн :
Яндекс.Метрика