(опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №9 2011)

При использовании материала ссыылка на источник обязательна

      Как любят в нашей стране говорить ни о чем: с больших трибун, с экранов телевидения, на страницах газет и журналов. В силу привычки многие верят и с просветленным лицом вещают: добрались до жуликов в ЖКХ - скоро станет легче.

                Огорчу. Не станет. Нет предпосылок для этого. Никаких.

                Кто связан с ЖКХ знают, что правду говорят, но не всю, однобоко и  дозированно, чтобы не дай бог ....

                Не хочу быть пророком (не благодарное это дело), но попробую проанализировать, почему тарифы настолько высоки и так растут.

                Плата за любой коммунальный ресурс складывается из нескольких составляющих: норматив потребления (или фактическое потребление по показаниям приборов учета), стоимость единицы потребляемого ресурса, общий объем потребления.

                Норматив потребления или как украсть красиво.

                Не секрет, что в большинстве городов России большинство домов находится под контролем местных администраций. Решение норме потребления принимает та же самая администрация. При отсутствии общедомовых приборов учета, потребление рассчитывается и выставляется исходя из норматива потребления. Какой самый простой способ снизить потребление на муниципальных домах? Правильно. Путем занижения норматива. В итоге дома, поставившие общедомовые приборы учета платят по факту, остальные по нормативу.

                Давайте посмотрим внимательно на эту проблему. Допустим есть два совершенно одинаковых дома: один обслуживает само ТСЖ (либо частная управляющая организация), второй- МУП (либо иная компания, под контролем администрации).

                ТСЖ- следит за потреблением, модернизирует оборудование, следит за своевременными регулировками оборудования. Соответственно происходит снижение потребления ресурсов, соответственно снижаются платежи. Все средства расходуются на конкретный дом. Допустим потребление -100Гкал в месяц.

                МУП- большое количество домов, нерациональное расходование средств (перекрестное субсидирование из-за наличия старых, нерентабельных домов), персонал соответствующий- не имеющий опыта работы с автоматическими системами, приборами учета, на автоматизацию физически не хватает средств, приборами учета дом не оборудован. Практически отопление включается осенью и при отсутствии приборов учета, регулировки не производятся. Кто жил (и живет) в муниципальных домах знают, что форточки на верхних этажах открыты, но в квартирах все равно тепло. Чтобы не было жалоб задвижки открываются полностью.

                Приведу пример: жильцы одного из домов 14октября 2010года наклеили на единственную дверь в подвал бумагу с росписью 4-х жильцов, которую сорвал слесарь 27апреля 2011года.

                Соответственно, потребление в таком доме будет в 2, а то и в 3раза выше нормативного.

                Пример: пробовали по просьбе инициативных граждан одного из домов врезать прибор учета, чтобы определить, есть ли смысл в установке прибора учета тепла. Фактическое потребление в течение месяца превысило норматив в 3,1раза, а второй месяц в 2,4раза.

                Вывод: на сегодняшний день расчет стоимости 1Гкал по этим 2условным домам производился  бы следующим образом:

Фактическая стоимость 1Гкал =сумма затрат РСО на 2дома/ на затраты тепловой энергии ТСЖ (100ГКал) + МУП (минимум 200Гкал). В итоге, фактическое среднее потребление 150Гкал.

На самом деле при заниженном нормативе сумма затрат примерно равна затратам при качественном обслуживании и тариф рассчитывается из расчета среднего 100Гкал.

Что получаем в итоге: жильцы дома установившего счетчик оплачивают бездействие муниципальной управляющей компании из-за заниженного норматива на отопление.

                Именно поэтому администрации городов и директора управляющих компаний стараются затянуть сроки установки приборов учета, чтобы избежать социального взрыва.

                Государство, осознав последствия такого решения в преддверии выборов срочно отодвигает конечную дату установки приборов учета на лето 2012года в очередной раз делая стратегическую ошибку: тариф принимается на год. Опять получится как всегда - заложниками ситуации останутся обычные граждане, а РСО получат запланированную прибыль. Скажу больше: провести энергоаудит за год без согласия собственников невозможно априори, так почему бы не отложить оснащение приборами на целый год, установив жесткий график проведения энергоаудита и установки приборов учета с приложением графика по каждому конкретному дому в стране.

                Еще раз огорчу: можно это все сделать да в принципе и проблем больших нет, только повлечет это за собой дополнительное расселение граждан, новые социальные обязательства государства, потери Застройщиков на устранение дефектов и, внимание, большие потери ресурсоснабжающих организаций, для которых энергосбережение и установка приборов учета не позволит получать прежние доходы (при условии ограничения ежегодного роста тарифа).

                Тариф на коммунальный ресурс, или никто ничего не понял.

                Посмотрим, каким образом рассчитывается тариф на коммунальный ресурс. РСТ получает данные о расходах ресурсоснабжающей организации, объемах производимого ресурса и производит расчет стоимости тарифа. О том, что сумму затрат входит и содержание домов отдыха, и медицинское и дополнительное пенсионное страхование сотрудников, и еще целое множество иных расходов никто не задумывается. Кроме того, внимание, в тарифы закладывается и объем потерь, которые практически не регламентируются законодательством. При качественном обслуживании городских сетей, сумма заложенная на потери становится доходом РСО, а в случае некачественного обслуживания (не своевременного устранения причин потерь) и превышения объема потерь, внимание, включаются в затраты следующего года. Кроме того, как говорил выше, на сегодняшний день не учитывается реальное потребление ресурса, а закладывается расчетное потребление, которое в зависимости от финансового состояния региона может отклоняться и в сторону увеличения и с сторону уменьшения.

                В частности, в г.Москва, собственники чаще всего не интересуются составляющими платежа, так как большую часть платежей производит городской бюджет. Идеальный во всех смысла вариант для заинтересованных лиц.

                Ресурсоснабжающая компания-враг народа?

                Не все просто и у ресурсоснабжающих организаций. Реально оценивая ситуацию, нужно сказать, что и здесь не все благополучно.

                1.Стоимость оборудования, реагентов, топлива неуклонно растет. Инфляция "съедает" большую часть роста тарифа. Рост тарифа ограничен государством.

                2.Большинство ресурсоснабжающих организаций не является собственником сетей и оплачивает их аренду, при этом совершенно не заинтересованно в качественном содержании сетей, так как модернизация сетей влечет рост балансовой стоимости и увеличению арендных платежей. Но и не проведение текущих и капитальных ремонтов, влечет за собой общее старение сетей, и неизбежные потери.

                3.Неполные платежи со стороны управляющих компаний, исскуственное банкротство предприятий ЖКХ, хищения приводят к нехватке финансовых ресурсов. Вопрос завышенных затрат на оплату труда учредителей и руководителей рассматривать не будем.

                4.Новое жилищное законодательство ужесточает ответственность РСО за предоставление некачественного ресурса, при этом ответственность собственников за несвоевременность платежей остается на прежнем уровне.

                Та

Управляющие компании-главные виновники высоких тарифов ЖКХ.

                Этот миф активно муссируют и пресса, и телевидение, и даже радио.

                Действительно, в большинстве своем управляющие компании, работают еще по старинке. При этом складывается интересная ситуация: старые управляющие компании(бывшие МУПы),  имея от старых времен офис, технику, производственную базу, не получая прибыли постепенно разваливались и последние 4-5лет содержали жилой фонд (и восстанавливали)  только за счет поступлений от Фонда реформирования ЖКХ.  Качество услуг низкое, а тарифы высокие (принимались администрацией города, которая чаще всего и контролирует этот бизнес).

Новые организации, вынуждены снижать тариф для привлечения новых домов. При этом, получить прибыль в таких условиях можно либо снижая объем услуг, либо ухудшая качество обслуживания, либо занимаясь конкретными приписками. Все работы по монтажу, уборке территории от снега и так далее такие организации вынуждены выполнять используя услуги подрядных организаций, что обходится существенно дороже.

                Кроме того, производя сбор коммунальных платежей, управляющая компания ежемесячно теряет только за счет исполнительных листов, возвращенных судебными приставами до 30% средств, поступивших на обслуживание жилого дома. 

                А в новых домах, собственники которых не платят за квартиру иногда более 3-х лет! И таких квартир в новом доме до 60%.

                Казалось бы в интересах государства и ресурсоснабжающих компаний поощрять добросовестных плательщиков, чтобы их становилось больше и ситуация объективно улучшалась бы. Разговор об этом идет не первый год, но воз и ныне там.

                При этом, с каждым годом обязанности управляющей компании возрастают (это и содержание сайтов, служба инспекторов для контроля индивидуальных счетчиков,  и работа с общедомовыми приборами учета и средствами автоматизации) и тариф рекомендуется поднимать на уровне инфляции (забывая при этом о росте цен на топливо, коммунальные услуги по офису, рост минимальной заработной платы и т.д.)

                Самый красивый маневр произошел в конце 2010года, когда при уровне инфляции 8,25%, поднятии уровня налогов на фонд заработной платы сразу на 20%, было предложено поднять тариф аж на 15%, обвиняя при этом управляющие копании в резком росте тарифов. Второй шаг сделан в июне, когда был поднят  минимальный уровень заработной платы (30% работников ЖКХ работают по минимальной ставке, утвержденной собственниками на год) и предложено разницу перекрыть до конца года за счет резервов.

                Ни слова не говорится о том, что действующее налоговое законодательство включает в оборот предприятий ЖКХ суммы собираемые на коммунальные ресурсы, которые, внимание, не приносят прибыли (приносят убытки) и являются по факту транзитными платежами, дискриминируя этим управляющие компании (снижая реальные обороты предприятия и увеличивая количество предприятий искуственно).

                Я не жалуюсь, прекрасно понимая, что поднять рейтинг партий в преддверии грядущих выборов можно просто размазывая управляющие компании, не задевая при этом рост стоимости бензина, газа, электроэнергии. При этом никто не задумывается о последствиях. Необходимо просто проанализировать: сколько предприятий ЖКХ прекратило свою деятельность в этом году, а сколько открылось.

Так что же население виновато в высоких тарифах на услуги ЖКХ?

                Есть доля вины и собственников, которые несвоевременно и не в полном объеме оплачиваю коммунальные и жилищные услуги. Но как быть людям, когда тарифы из года в год растут на 10-15%, а уровень занятости и заработной платы падает ?  В особенности в депрессивных регионах в последнее время уровень платежей неуклонно падает и, по моим прогнозам, уже в ноябре текущего года кризис должен всколыхнуть  предприятия ЖКХ в ряде регионов.

                При этом население может и должно влиять на тарифы. Путем забастовок (против кого?), путем установки общедомовых приборов учета одновременно по всей стране (нереально), контролем за расчетом тарифов (публикация в прессе) и влияя на депутатский корпус (что в рамках действующего законодательства нереально).

                Встает вопрос: что делать и кто виноват?

                Кто внимательно читал статью, уже понял, что виновата система в целом. Бесполезно кричать на каждом углу об реформировании ЖКХ. Без создания реальной конкуренции (без влияния муниципалитетов на происходящие процессы, на распределение субсидий на капитальные ремонты и т.д.), без стимулирования добросовестных компаний (сейчас вливания идут в умирающие), без жилищного просвещения граждан (для защиты своих прав и понимания обязанностей) не создать реально действующую эффективную систему ЖКХ.

                ПРЕДЛАГАЮ:

Создать реально действующий комитет (участие на безвозмездной основе), состоящий из представителей управляющих компаний, председателей ТСЖ (ЖСК), депутатов Государственной Думы РФ.

Цель:

Создание правовой и информационной базы для реформирования ЖКХ России.

Задачи:

1. Проведение мероприятий по созданию системы единой упрощенной отчетности перед населением управляющих компаний (Постановление 731 не раскрывает в полной мере информацию о компаниях).

2. Разработать и внедрить единую систему расчета стоимости ресурсов и публиковать расчет  тарифов, произведенный РСТ в открытом доступе.

3. Обоснования для максимального роста тарифов должны рассчитываться с учетом уровня инфляции.

4. Разработать и внедрить систему стимулирования для добросовестных плательщиков: как компаний, так и жильцов.

5.Разработать и внедрить дискриминирующую систему для недобросовестных директоров РСО, управляющих компаний, исключающую возможность занятия руководящих должностей людям с неоднократной судимостью, уже обанкротивших 2 и более предприятий ЖКХ.

6. Внести необходимые дополнения в налоговый кодекс, меняющий  статус коммунальных платежей, либо предусмотреть законодательно компенсацию затрат на сбор платежей для РСО.

                Готов рассмотреть любые предложения по данному вопросу.

Дизайн :
Яндекс.Метрика