Сокращенная версия опубликована в журнале «Председатель ТСЖ» №10 (72) 2013

            Почти 20 лет тому назад у меня возник вопрос: если жилец может вызвать к себе в квартиру электрика и сантехника, то почему он не может вызвать оконщика? Все эти годы я посвятил разработке и совершенствованию технологий ремонта, реставрации и модернизации установленных в помещениях оконных и балконных блоков, независимо от их конструкций, с целью создания комфортного микроклимата и достижения эстетического вида.

            С 1998 года я предлагал чиновникам сначала московского, а потом и федерального уровня решить вопрос эксплуатации светопрозрачных конструкций на примере советских норм ВСН 58-88р, как в квартирах жильцов, так и в госпредприятиях: школах, больницах, детских садах, муниципальных госучреждениях и т.д. Скопилась увесистая пачка лживых отписок, публикация которых потянет на целую книгу. Чиновников устраивали массовая непроектная замена жильцами оконных блоков и перестекление упомянутых муниципальных предприятий с 70-процентными откатами под лозунгом «ремонт окон – это замена». То, что дети к концу урока в школе с пластиковыми окнами падают в обморок от удушья, их не волновало и не волнует, как не волнует и то, что больные в больницах простужаются из-за незакрывающихся створок бракованных новых окон. Госпредприятия вообще не имеют права заказать ремонт окон, так как нормативов нет в федеральных единых расценках (ФЕР). Зато количество производителей и установщиков оконных блоков, не знающих, что такое ГОСТ, растёт, как на дрожжах.

            В рамках программы энергосбережения все новостройки оснащаются энергоэффективными окнами… без контроля качества проекта по вентиляции, без вентиляционных приточных клапанов, без контроля качества оконных блоков и монтажа, без выдачи гарантийного талона и инструкции по эксплуатации современных окон. Из-за неясного юридического статуса окон в квартире (то ли это часть дома, то ли собственность жильца) работает двойная мораль, которая выражается, с одной стороны, в энергоэффективных проектах, а с другой стороны, в устных заявлениях строителей: «Можно гнать брак, всё равно менять будут».

            Жильцу деваться некуда: или заклеивать этот оконный брак, или искать дешёвых бракоделов на «свободном рынке», выступая в роли «строительного заказчика», являясь «потребителем, не обладающим специальными знаниями». Об этом статья:

            Ещё в апреле, в первом выпуске рубрики я задал вопросы об окнах в новостройке. Процитирую.

В квартирах оказались дефекты, которые жильцам непонятны:

- герметично остеклённые (в одно стекло) лоджии;

- автоматические приточные гигроуправляемые вентиляционные клапаны, установленные не на жилых комнатах, а на всех помещениях, выходящих окнами на улицу (на окнах, выходящих во двор, клапанов нет, потому что архитекторы где-то слышали, что они шумозащитные);

- отверстия под клапаны профрезерованы не 12х290 мм, а только 7х140 мм;

- в вентиляционные отверстия на двух последних этажах (23 и 24) вставлены вытяжные вентиляторы для компенсации тяги, уменьшенной из-за обогрева чердака вентиляционным воздухом; жильцам об этом ничего не сказано.

Хотелось бы обсудить с вами вопросы:

- как вы думаете, что сделали жильцы;

- какова была реакция структур, имеющих отношение к этому жилью;

- что, по вашему мнению, (и кому) нужно было сделать для достижения комфортного микроклимата в квартирах?

            А теперь, как говорится в популярной телепередаче: «Внимание, правильный ответ».

            Жильцы, подобно мартышке с очками из басни Крылова, позатыкали оставшиеся клапаны, чем смогли: от силиконового герметика до старых носков. По дому начали ходить мошенники, предлагая устанавливать на остеклённых балконах вместо стёкол стеклопакеты. Откуда жильцам знать, что эта процедура помогает, как мёртвому припарки?  

            Особо старательные затолкали в притворы толстый утеплитель, а сверху заклеили скотчем. Иногда при этом ломался запорный механизм, и заклеенные створки оставались дожидаться часа, когда накопятся деньги на замену окон.

            Подать в суд на бракоделов не решился никто. Дело в том, что дом был заселен переселенцами из снесённых пятиэтажек, так они даже не знали, кто им дал эту квартиру. Грамотные люди объясняли, что жильё выделено департаментом жилищной политики, который жалобщикам вежливо предлагал переселиться из города в область. Выиграть суд одному жильцу у городской структуры нереально, за это накажут судью.

            Единственное, что могло сработать, коллективное исковое заявление. Это уже расценивается властью, как политика, и тогда застройщика заставили бы заменить все окна, а попутно обанкротили бы штрафами. Все же знают, что ремонт окон – это замена. Тем более, что уже 7 раз приходили какие-то люди и безрезультатно пытались регулировать фурнитуру. (Впоследствии выяснилась причина неудач этих горе-мастеров: регулировочные отверстия были случайно или преднамеренно зашпаклёваны строительным раствором, а у них не было инструмента для прочистки).

            Но в департаменте порекомендовали, как положено, обращаться в суд, а у жильцов так и не нашлось лидера, который взялся бы за это тяжёлое, неперспективное и, я бы сказал, небезопасное, дело.

            А нужно было, всего лишь, выдать под роспись инструкции по пользованию, и объяснить, как работают устройства, и как вызвать мастера. И ещё пройти по квартирам и  после ремонта окон оснастить спальни правильно установленными вентиляционными клапанами.

            Ну вот, и вы смеётесь.

            Недавно мне принесли гордость московского департамента ЖКХ – паспорт на квартиру. На фирменной бумаге с Георгием Победоносцем на каждом листе и с подробным объяснением, как и чем нужно пользоваться, кроме окон. Единственная фраза по этой части: «Если стало холодно в комнате, уберите щели в окнах». А как их убирать – ни слова. И ни слова о том, как пользоваться вытяжным вентилятором на последнем этаже. И ни слова о том, что нельзя утеплять и присоединять балкон, что нельзя устанавливать над плитой воздухоочиститель вытяжного типа с трубой, перекрывающей вытяжное отверстие, а ванной комнате и туалете вентиляторы, что нельзя заменять батареи без проекта и согласования. В общем, чиновники живут в другом измерении, им и невдомёк, какие проблемы у новосёлов.

            В этом плане может представлять интерес переписка с властными структурами.

            Ещё в далёком 2000-м году мэру Москвы Лужкову через Мосгордуму было направлено письмо с предложением для защиты от шума на Третьем транспортном кольце не менять окна, а модернизировать существующие путём замены стёкол и герметизации притворов врезными уплотнителями. Резолюция мэра была просто чудесной: «Наши традиционалисты не хотят использовать этот уплотнитель… для производства новых окон». Он же точно знал, что модернизация окон – это замена на «шумозащитные стеклопакеты» (жаргон из постановления правительства Москвы), произведенные на принадлежащем его жене заводе.

            Уже новому мэру было направлено письмо, которое было опубликовано в нашем журнале в виде статьи под названием «Оконная болезнь города». Бюрократическая защита сработала безотказно. Ответ из департамента ЖКХ гласил, что заменой окон занимается департамент капремонта. На повторное письмо с предложениями о реорганизации системы ответ пришёл… из районной управы: «В Вашем доме замена окон планом капремонта не предусмотрена». Единственный, кто выразился достаточно откровенно в разговоре по телефону, - руководитель управления координации делами комплекса городского хозяйства Москвы г-н Пшеничных: «Может быть, ещё и на унитазы жильцам документы выдавать?» Когда я ответил: «Естественно, по закону о защите прав потребителей», он усмехнулся, и заявив: «Не морочьте голову», бросил трубку.

            Получается своего рода налог на окна. Платишь за них при покупке квартиры, а потом за их непроектную замену.

            Дважды обращался к председателю партии «Единая Россия» через депутата Мосгордумы г-на Антонова. Получил 2 отписки из Мосжилинспекции.

            Дважды обращался к председателю комитета Госдумы по ЖКХ и жилищной политике г-же Хованской. На первое письмо ответа не удостоился. На повторное получил аж 2 ответа: «этим в перспективе будет заниматься г-жа Николаева», и «письмо переслано в Москомархитектуру». И – всё. Ни ответа, ни привета!

            Даже г-н Жириновский похвалил за важную инициативу!

            На форуме «Селигер-2013», где я преподавал экологию жилища, удалось лично пообщаться с председателем Мосгордумы г-ном Платоновым. Задал я ему всего 2 вопроса: как быть с лоскутным одеялом, в которое превратились московские дома из-за непроектной замены окон; и что делать с «государственной шумозащитой»? Ответ был обнадёживающим: «Напишите мне письмо с пометкой ЛИЧНО, СРОЧНО, СЕЛИГЕР». Я так и сделал. Больше месяца прошло – и ничего.

            Хэппи энд: сейчас вопрос рассматривается в Госстрое. Как рассматривается? Как обычно: «Позвоните мне завтра» - уже месяц.

            А в это время люди при упоминании пластиковых окон произносят в их адрес нелитературные характеристики, самые мягкие из которых: «душно» и «дует» (я уже писал о конвекции при повышенной влажности). Кто-то носится по строительным рынкам в тщетном поиске запчастей к фурнитуре, а кто-то заклеивает скотчем разбитый стеклопакет: замена не по карману.

            На рынке непроектной замены окон сильный спад спроса. Специалисты заблаговременно увольняются. Производители спонсируют креативные группы в надежде навести порядок на изначально незаконном рынке. Думаете, это кого-то из власть предержащих волнует? Правильно, НИ-КО-ГО.

Владимир ПРИГОЖИН –

 эксперт московского общества защиты потребителей

Дизайн :
Яндекс.Метрика