Разделение ответственности – уход от контроля.

   Собака, как известно, – друг человека. Но достаточно ли у человека культуры, чтобы содержать своего друга?  Результаты проведённого мной скромного изучения данного вопроса показывают, что уход за животными в городе оставляет желать много лучшего. И одной из причин того, что культура не является другом хозяина животного и другом города, являются действующие в Москве правила содержания животных. Негативное воздействие этих правил на жизнь в городе особенно заметно в зимний период, когда при таянии снега на придомовых территориях обнажаются экскременты, неубранные владельцами животных. Такая картина в Москве повторяется из года в год, она стала своего рода «визитной карточкой» здешнего быта.

      Действующий в мегаполисе Кодекс об административных правонарушениях в городе Москве в главе 5-й предусматривает наложения штрафа на владельцев собак за неправильное содержание животных, в том числе и за не уборку за ними во время выгула их на городской территории. Заместитель руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.В. Островский сообщил:

     «Контроль за соблюдением правил содержания и выгула домашних животных с правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, осуществляют должностные лица органов внутренних дел, специалисты по фауне префектур административных округов и управ районов города Москвы, должностные лица органов ветеринарного надзора».

     Комитет ветеринарии города Москвы сообщил: «За 2018 год для рассмотрения в административные комиссии управ направлено 67 протоколов об административных правонарушениях по главе 5 КоАП Москвы». В Москве насчитывается более ста сорока районов, то есть на каждый район не приходится и одного  составленного протокола.

     Выясняя на личном приёме в управе моего района Котловка, как организована работа управы с владельцами животных, получил ответ, что никакой информации о такой работе сотрудники не имеют, как и о работе административной комиссии управы по данному вопросу.  Судя по такому ответу, в префектуре обстановка аналогичная. То есть бесконтрольная.

     Представители органов внутренних дел в своих отчётах о проделанной работе предпочитают говорить о борьбе с преступностью. То, что жилые территории города покрыты экскрементами и что обязанностью участковых уполномоченных полиции является составление протоколов о таких административных правонарушениях, в органах внутренних дел, скорее всего, тоже ничего не знают, как и в управах районов.

     Таким образом, при разделении обязанности по контролю за содержанием животных сразу на три ведомства: Комитет ветеринарии, управы и полицию, - содержание животных фактически оказалось без контроля. Вот почему из года в год жилые территории у многоквартирных домов покрываются испражнениями животных, и их владельцы не несут за это практически никакой ответственности.

     Поставив в известность об отсутствии контроля орган местного самоуправления – Совет депутатов муниципального округа Котловка, получил ответ следующего содержания:

     «Начальнику ОМВД России по району Котловка Анисимову А.Е. направлено обращение с просьбой усилить контроль за деятельностью участковых уполномоченных полиции по вопросу административных нарушений в области обращения с животными». Но как можно «усилить» то, чего раньше, скорее всего, просто не делалось?..

                           Правила, нарушающие федеральные законы.

      Действующие в 2018 году Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве утверждены в виде приложения №1 к постановлению правительства Москвы от 8.02.1994 г. № 101-ПП (в редакции постановления правительства Москвы от 7.10.2008 г. №900-ПП). В пункте 1.3. Временных правил сказано, что «обязательным условием содержания животного является соблюдение санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм общежития». Правила находятся в противоречии с федеральными нормами, не учитывают современных норм жилищного законодательства и произошедшие в нём за почти четверть века изменения, мнение жителей и собственников помещений в  многоквартирных домах, собственников земельных участков. Не в полной мере  они обеспечивают и соблюдение владельцами собак санитарно-гигиенических норм. В связи с этим указанные Правила подлежат усовершенствованию.

     Временные правила, согласно Гражданскому кодексу РФ, исходят из того, что собака является собственностью её владельца. В пункте 2.2. Правила предписывают, что «владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских площадок, дорожек, тротуаров. Если собака, - указывают Временные правила, - оставила экскременты в этих местах, они должны быть убраны владельцем».

     Заметим, что пункт 1.10. запрещает владельцам выгул собак на территориях учреждений, работающих с несовершеннолетними: детских садов, школ, иных образовательных учреждений, а также на территориях учреждений здравоохранения. Тогда почему  Правила разрешают выгул собак на детской площадке, где тоже находятся несовершеннолетние?! Что собаке делать на детской площадке?

     Представляется, что детские площадки, относимые к прилегающим к дому территориям, нужно исключить из разрешённых для выгула животных мест в интересах безопасности детей.

     Обратите внимание, что прилегающая к дому территория, на которой владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние, то есть убирать экскременты своих собак, вся без остатка является местом выгула собак. Собак разрешено выгуливать и под окнами квартир, и на газоне. Однако не везде хозяева животных обязаны теми же Временными правилами убирать нечистоты: это касается только детских площадок, дорожек и тротуаров. На газонах владельцы вправе не убирать экскременты: эту работу за них, согласно пункту 5.1. Временных правил, выполняют жилищно-эксплуатационные организации, которые, наравне с владельцами собак, «обеспечивают поддержание санитарного состояния на территории домовладений».

     Заканчивается это «разделение труда» и ответственности в области присмотра за животными и санитарии весьма показательно. Многолетняя московская практика показывает, что в летне-осенний период года  экскременты могут неопределённо долго покоится на газоне, прибавляя с каждым днём в своём количестве. Если экскременты смешиваются с падающими с деревьев листьями, то их и вовсе не видно. Следовательно, можно не убирать.

     Если же дело касается зимне-весеннего времени года, то с таянием на земле снега то там, то здесь появляются многочисленные кучки экскрементов, которые, подобно памятникам древней культуры, напоминают нам как о животном мире, так и о том, каких впечатляющих результатов добилась жилищно-эксплуатационная организация, изо всех сил «поддерживая» санитарное состояние в зимний период. Снег, как известно, с газонов не убирают. Значит, находящиеся на нём экскременты тоже. Вот чем заканчивается разделение бремени ухода за животными между их хозяевами и жилищно-эксплуатационной организацией.

     Ответственность за выполнение Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве, согласно пункту 3-му постановления 1994 года, несут префекты административных округов. Так что именно префектам москвичи обязаны упомянутым «поддержанием санитарного состояния» на газонах.

                                         О примерах заграницы и другом.

     Тот, кто бывал заграницей, знает о том, что на газонах выгул собак воспрещён и что никакая жилищно-эксплуатационная организация не возьмёт на себя обязанность регулярно убирать экскременты за чьей-то собакой. За не уборку за собакой оставленных ею в общественном месте экскрементов её хозяин, скорее всего, заплатит штраф в установленном порядке. В Нью-Йорке, например, такой штраф составляет не менее 100 долларов.

     На тротуарах, придомовых территориях за рубежом, в отличие от Москвы, можно увидеть таблички о запрете выгула собак на газоне, о размере и уплате штрафа в случае нарушения установленных санитарных правил. О том, что собак надлежит выгуливать на поводке. Поэтому владельцы собак или нанятые для прогулок с ними люди обыкновенно выгуливают животных на поводке, имея при себе пакетик для экскрементов или небольшую метёлку и совок.

      В Москве, в отличие от заграницы, правительством не утверждено ни одного отличительного знака в сфере выгула собак. Такие обозначения необходимо разработать, утвердить и установить на улицах и прилегающих к домам территориях.

      В целях поддержания порядка московские Временные правила  тоже предписывают жилищно-эксплуатационным организациям, что они «вывешивают на видном месте для ознакомления граждан «Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве». Что это за «видное место» Правила не говорят. Видимо, по этой причине в городе практически отсутствует и сами Временные правила, и информация о порядке выгула собак. О штрафах у нас, кроме как в законе, вообще нет никакой информации, в том числе о его размере. Такая демонстративная безответственность порождает сплошные, повторяющиеся  годами административные правонарушения.

      Вместе с тем, Временные правила противоречат постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», где в пункте 3.5.7. прямо сказано о том, что «… выливания во дворы помоев, выбрасывание пищевых и других отходов мусора и навоза, а также закапывание или сжигание его».

      По месту своего проживания я убедился, что ни сотрудники управы района, ни работники жилищно-эксплуатационной организации – ГБУ «Жилищник района Котловка», - не имеют информации по данному вопросу. Причина: несовершенство Временных правил и бездействие префекта (Волков О.А., ЮЗАО) и правительства Москвы.

      Между тем, в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях имеется статья 5.1. «Нарушение правил содержания домашних животных», часть 2 которой предусматривает штраф за допущение загрязнения домашними животными общественных мест в размере от 1 до 2 тысяч рублей для граждан и от 2 до 3 тысяч рублей на должностных лиц. Если бы эта статья применялась, то ни на наших газонах, ни в других общественных местах  не было бы тех загрязнений, которые наблюдаются каждый год.

     Согласно пункту 1 части 3 статьи 16.5. КоАП г. Москвы, должностные лица органов внутренних дел (по-видимому, участковые уполномоченные полиции) составляют  протокол об административном правонарушении и передают его в суд, который выносит постановление о наложении административного наказания. Мне не известно ни одного случая применения данной статьи. Газета префектуры ЮЗАО г. Москвы «Москва. За Калужской заставой» не сделала хотя бы одного сообщения по данной теме. Кроме того, руководство полиции в своих ежегодных отчётах населению предпочитает  замалчивать работу с административными правонарушениями.

     Утверждённые в 1994 г. правительством Москвы Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве распространяют своё действие на все прилегающие к домам территории. Неудивительно, поэтому, что профессиональные собаководы, изучив «лазейки» Временных правил, смело выгуливают своих животных под окнами любых домов и на любых газонах.

     Изготовленные советами многоквартирных домов и, на непрофессиональной основе: на полутораметровых палках от бывших швабр, кое-как – ГБУ «Жилищник», указатели о запрете выгула собак на газоне срываются и уничтожаются. Потому что вся земельная территория города Временными правилами отдана под выгул собак. Порядка на прилегающей к дому территории навести невозможно благодаря существующему правительству.

     Между тем, приватизация жилищного фонда, заявленная в Российской Федерации в 1991 году, включает и приватизацию земельного участка дома. Согласно Жилищному кодексу РФ, порядок благоустройства таких территорий подпадает под компетенцию общих собраний собственников помещений, а не правительства Москвы.

     Согласно Земельному кодексу РФ и Уставу города Москвы, использование земли в столице имеет целевое назначение. Благоустройство неприватизированных земельных участков, прилегающих к многоквартирным домам или находящихся между ними, относится  по своему содержанию к вопросам местного значения, которые жители домов вправе решать свободно на основании норм Гражданского кодекса РФ и законодательства о местном самоуправлении.

    Таким образом, с нашей точки зрения, не правительство Москвы должно определять места выгула собак, а сами жители города на своих собраниях. Данное положение можно рекомендовать к включению в новые правила.

    Ещё одна немаловажная деталь: площадка для выгула собак и её место в системе правил о содержании животных. Как известно, такие площадки создаются не только для выгула собак, но и для их дрессировки на специально установленных для этого  снарядах. Профессиональное обращение с животными с точки зрения поддержания их физической формы, выработки специальных  навыков предполагает наличие у владельцев собак организации для содержания и работы подобной площадки. Это, на наш взгляд, должно быть необходимым требованием при принятии решения создать такую площадку или нет. В противном случае вся ответственность неадекватно ложится на государственную исполнительную власть, принимающую в Москве решение о строительстве площадки. 

    В действующих Временных правилах упоминание о таких площадках отсутствует. Нет упоминания о них  и в Нормах и правилах проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01-99. Согласно постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», площадка для выгула собак не является обязательным элементом территории каждого домовладения (пункт 3.5.1.). Как следует из приказа Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 613 (в ред. от 17.03.2014 г.), «площадки для выгула собак рекомендуется размещать на территориях общего пользования микрорайона и жилого района», не ближе 25 м к окнам жилых и общественных зданий (пункты 2.12.18 и 2.12.19).

     В Москве, в отличие от других регионов, принятие решения о создании собачьей площадки отнесено к ведению  государственной исполнительной власти – управы района города Положением об управе района города Москвы: «2.4.7. Организует в соответствии с правовыми актами города Москвы оборудование мест выгула собак и осуществляет контроль за их содержанием».

     Как видим, в Положении об управе речь идёт не о «площадке», а о «месте выгула собак». Согласно Временным правилам 1994 г., местом такого выгула является вся прилегающая к домам территория, и «контроль за соблюдением настоящих правил» осуществляют, как сказано в самих Временных правилах, не управы районов, а жилищно-эксплуатационные организации, а также органы ветеринарного надзора и общественная инспекция по защите животных в г. Москве.

     Необходимо упорядочить осуществление контроля и объекты, которые ему подлежат. То есть внести в Положение об управе необходимые изменения, поскольку во Временных правилах их неукоснительное соблюдение (контроль) обеспечивает не управа района, а префект административного округа (пункт 3 постановления правительства Москвы 1994 г.).

     В новых правилах было бы правильным указать на то, что при наличии поблизости площадки для выгула собак владельцы животных обязаны использовать для выгула именно такие площадки. Необходимо учесть и новый закон Российской Федерации «Об ответственном обращении с животными», принятый Госдумой в декабре 2018 г.

                                                                                                       Михаил Малинин.

    

       

Дизайн :
Яндекс.Метрика