Черная дыра коммунальных услуг. Часть 4  Верю, не верю. Или как проходит расследование нарушений в сфере ЖКХ

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

 ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ "ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТСЖ" №7 (105) 2016

автор:Балахнин Александр, сопредседатель Ленинградской областной общественной инспекции по ЖКХ

В предыдущих двух статьях были описаны факты незаконного изъятия у населения денежных средств ресурсниками при попустительстве местной администрации, а также перспективы расследования нарушения закона об энергосбережении и расходования бюджетных средств. В этой статье вы познакомитесь с реальным положением вещей.

ГЖИ

Первые обращения в контролирующие органы поразили меня своими ответами. Создавалось такое впечатление, что люди, которые должны проверять факты, указанные в заявлении, очень доверительно относятся к ответчикам. Первое обращение в ГЖИ с просьбой найти простой ответ «почему счетчики тепла в доме стоят, а расчет идет по нормативу», я получил ответ «потому что узла учета в вашем доме нет». Изумлению моему не было предела. Ну как же так, глаза видят в подвале узел учета, в руках держу акт о приемке его в эксплуатацию, а из ГЖИ отвечают, что мне все это типа снится. Интересуюсь, а откуда у вас такая информация. Отвечают: это официальный ответ РСО. И они поверили. А точнее, просто тупо и без всякой проверки переслали мне их ответ. Спрашивается, но разве я стал бы обращаться с таким вопросом, если бы у нас действительно не было бы счетчика тепла. Конечно, я сразу же позвонил и задал им этот вопрос. Потом отослал повторный запрос, но уже с приложением копии акта приемки в эксплуатацию, подписанный самими ресурсниками, о котором они, как-то странно, забыли. Теперь руководителям РСО пришлось немного пофантазировать. Фантазия эта оказалась скудной и не распространилась дальше придуманного акта о неисправности ПРЭМа (преобразователь расхода), подписанный только одной стороной, то есть ими самими, что делала этот документ нелегитимным. Однако это не смутило представителей ГЖИ, и они опять же тупо без всякой проверки и анализа переслали его мне. Других доказательств являющихся основанием для отказа принятия в расчет показаний счетчика тепла представлено так и не было. Противоположные доказательства, наоборот подтверждающие, что счетчик был исправен, были у меня в виде распечаток показаний за все последующие годы, но как показала практика, на это никто упорно не хотел обращать внимание. Таким образом, жилищная инспекция показала себя, как простой транзитер по пересылке документов, не способной принимать ответственные решения, и уж тем более, наказать ресурсников. Поэтому я решил пойти другим путем.

Прокуратура.

Как мне казалось, прокуратура должна была стать ключевой фигурой в поисках справедливости. Но в разговоре с одним из представителей этой правоохранительной структуры мне был сделан намек, что высшее руководство не разделяет моего желания раздувать скандал из этого дела. Этой новости я почему-то не удивился, так как был наслышан о мощном лобби ресурсников, которое может даже законы подстроить под их интересы. Что уж тут говорить о каком-то «местном уровне». Правда, в дальнейшем эти намеки уже не повторялись, так как видимо смысл в этом пропал, ведь скандал уже вышел за рамки региона и достиг федерального уровня. После продолжительного разговора с районным прокурором мне удалось сдвинуть дело с мертвой точки и придать делу официальный статус. Предварительное расследование материалов дела утешения не дали. Ясности не наступило и виновные в нарушении закона не обозначены. Получалось так, что нарушения есть, а нарушителей нет. И за миллионы народных денег осевших в карманах ресурсников никто не отвечает. Но тут за дело взялся отдел по борьбе с экономическими преступлениями, сокращенно ОБЭП. Коротко о результатах деятельности этой структуры я уже рассказывал в части 2 этой статьи. Теперь пришло время рассказать более подробно.

ОБЭП

Как выяснилось в процессе моего сотрудничества с этой уважаемой организацией, уровень познаний сотрудников в области ЖКХ оказался, мягко говоря, невысок. Как в последствие оказалось, эта проблема существует повсеместно и в некоторых регионах даже стали создавать специализированные группы для расследования преступлений в сфере ЖКХ. А пока мне пришлось не только составлять план допроса для фигурантов, но и прорабатывать разные варианты ответов, которые, как я предполагал, будут даны на те или иные вопросы. Тем не менее, огрехи в работе следователей все же обнаружились. Эти «недоработки» позволяли более опытным и искушенным в своем деле ресурсникам и управленцам с легкостью уходить из щекотливых ситуаций. «Пригвоздить» их могли только профессионально поставленные и точные вопросы. Несмотря на откровенные проколы, следствию все же удалось резко поднять активность местной администрации и РСО в деле установки и принятия в эксплуатацию узлов учета тепла. За какие-то три-четыре месяца им удалось проделать работы, которые не могли сдвинуться с места в течение трех лет. Откуда-то даже взялись средства на восстановление разграбленных и пришедших в негодность приборов учета тепла и быструю без особой волокиты их приемку в эксплуатацию. Некоторые узлы получили по третьему «первичному» акту. Напомню, что многие приборы были до этого приняты еще в 2011, а затем и в 2013 году. Теперь эта коллекция пополнилась свежей пачкой актов 2015 года. Самое главное, что по ним наконец-то стали рассчитываться.

Тем не менее, дело об узлах учета тепла разбухло до шести томов, каждое толщиной по пять сантиметров, не считая двух коробок документов изъятых в местной администрации и УК. Нестыковки обнаружились сразу при первом же ознакомлении с делом. Первичная справка, полученная из управляющей компании, свидетельствовала, что узлов учета тепла в 2013 году было принято 29, а актов подтверждающих эту приемку было приложено только 18. Эта цифра и легла в отчеты РСО, которые настаивали, что именно столько узлов они и приняли. Хотя и этого хватало для того, чтобы им инкриминировать нарушение закона «об энергосбережении» ФЗ – 261, но сумма незаконно начисленных денег при этом уменьшалась в разы. А количество счетчиков тепла, на которые были выделены деньги из федерального бюджета, равнялось 95. Именно к этой цифре и должны были привести все разбирательства.

Очень занятно было наблюдать за ходом следствия по вопросу отсутствия приборов учета на местах, то есть в подвалах домов, при наличии актов выполненных работ подписанных исполнителями и заказчиками. Казалось, что при таком стечении обстоятельств виновным выкрутиться не удастся. Ведь эти документы являются основанием для перечисления денег подрядчику. И тут выясняется, что отсутствуют счетчики на местах потому, что там нет технической возможности их установить. Но как же так спросите вы, разве такое может быть? Ведь прежде, чем ставить счетчик делается проект, а перед этим проводятся предпроектные изыскания, которые и показывают, есть ли там техническая возможность. А так есть проект, адресная программа, акты выполненных работ (что особенно пикантно), а потом выясняется, что технической возможности установить счетчик нет. Еще предстоит проверить ушли ли деньги за непоставленные счетчики.

Напомню, что в процессе разбирательства были выявлены признаки хищения бюджетных средств, и часть дела перекочевало в следственный комитет. Несмотря на то, что СК провел свою часть работы, помотав изрядно нервы местной администрации, опытным управленцам удалось без особого труда выкрутиться из щекотливой ситуации. Как они это сделали, предстоит еще выяснить. По предварительным данным следствие удовлетворил их ответ, что деньги были истрачены на установку других счетчиков (каких еще тоже надо выяснить). Но как же быть с бюджетными тратами на не использованные проекты и средствами, затраченными на восстановление утраченной документации.

Факт утраты проектной документации всплыл при активизации по установке и сдаче в эксплуатацию узлов учета тепла. Дело в том, что дважды обанкротившаяся впоследствии управляющая компания, которая была в свое время главным подрядчиком администрации по реализации программы по установке счетчиков тепла, куда-то «задевала» документы. И все это несмотря на строгий порядок приема-передачи под соответствующий акт. Тем не менее, спрашивать за пропажу бывшего руководителя никто не стал, хотя он и по сей день возглавляет местную УК под тем же названием. Правда, при очередной реинкарнации прописные буквы в ее названии стали заглавными. Новая УК, которой поручили закончить дело с узлами учета попросту обратилась в администрацию о финансовом вспоможении на восстановление утраченной документации, а местные депутаты, нисколько не задумываясь, сходу одобрили эту просьбу. Несмотря на мой сигнал в прокуратуру по этому поводу, правоохранители почему-то не заинтересовались очередным бюджетным «траншем» в 600 тыс. рублей, который был отправлен все в ту же черную дыру.

Ответ начальника полиции

В очередной раз я получил ответ на свои вопросы, как говорится, с изменениями и дополнениями. По сути ничего не изменилось. Виноватых по-прежнему нет. Оснований для возбуждения уголовного дела отсутствуют. Странный ответ, но он соответствует первоначальному намеку «старших товарищей». Однако даже, если органы не усмотрели уголовной ответственности, то административная просматривается очень хорошо.

Ведь ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов, предусмотрена ст. 9.16. «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Кодекса РФ об Административных правонарушениях.  В соответствии с данной статьей предусмотрены три пункта, имеющие отношения к установке приборов учета жилых домов. Если оставить без внимания моменты текущей эксплуатации, а вернуться к начальной стадии становления энергоучета, то:

Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, «требования» о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, если удастся привлечь к административной ответственности РСО и администрацию, то с этим решением, как с флагом, можно будет идти в суд.

Материалы по теме 

 

Черная дыра коммунальных услуг. Часть 3. "Голь" на выдумку хитра

ЧЕРНАЯ ДЫРА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ. Часть 2

ЧЕРНАЯ ДЫРА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ. ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА УТРАЧЕННЫХ МИЛЛИОНОВ

Каждый дом в Москве миллионер. Только он об этом не знает

И снова МОЭК, или знание предмета спасет от ошибок

Повышаем правовую компетентность. Позитив в судебной практике с МОЭК

Закон что дышло? или Две стороны одной медали

Миллионы, оплаченные за излишне поставленную тепловую энергию возвращены

Не сдаваться, если тяжба с РСО

Некоторые принципы взаимодействия с ресурсоснабжающей организацией

За перетоп платить не будем

Заключение договоров с монополистом . На примере договора с ПАО "Мосэнергосбыт" 

Дизайн : 
Дизайн :
Яндекс.Метрика