Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №1 (87)2015

В конце 2014 г. Ассоциация НКО по содействию развития ТСЖ, ЖСК, ЖК представила широкой общественности свой новый проект, посвященный энергосбережению. Но не только.

Как бороться с перетопом?
 Что нам, в первую очередь, необходимо для энергосбережения - в части устранения наиболее значимого резерва экономии в виде избыточного потребления тепла, а именно «перетопа»?  Во-первых, это наличие общедомового прибора учета, ибо без этого нам никакую экономию померить будет невозможно. Причем, желательно, чтобы прибор принадлежал собственникам, только тогда можно быть уверенным в правильности его показаний.
Во-вторых, нужны инструменты контроля качества поставляемых ресурсов: давления, температуры и расхода теплоносителя - и умение ими пользоваться.
Имея это в наличии, можно приступать к планированию и реализации мероприятий по энергосбережению. Каких именно? Тут нет единого на всех «рецепта». Каждый МКД - это уникальный объект, со своими, только ему одному присущими особенностями. Что годится для одного дома - далеко не всегда годится для другого. Поэтому с каждым МКД нужно разбираться конкретно. Естественно, собственникам отдельно взятого дома справиться с трудностями, сопряженными с энергосбережением, в одиночку будет проблематично, поэтому мы очень рассчитываем, что им помощь окажут региональные НКО, которые выступят в роли ресурсных центров.
Надо подчеркнуть, что нашей целью является не просто достижение экономии в каком-то конкретном доме. Это, безусловно, важно, но недостаточно, ибо полученная на одном доме экономия может быть тут же «восполнена» чрезмерным потреблением тепла на других домах, соединенных с «энергоэффективным» домом в последовательную теплотехническую цепочку. Мы ставим более общую и системную задачу: изменить к лучшему поведение РСО, ее отношение к потребителям, чтобы энергосбережение было не частным эпизодом, а системой - и как показывает опыт, наш алгоритм это сделать позволяет. Но этого можно добиться только совместными усилиями.

Хорошую вещь «публичным договором» не назовут
И первым нашим коллективным действием в этом направлении должно стать создание и внедрение «народного» договора с РСО, устанавливающего равноправные и паритетные отношения поставщика с потребителями. Это тоже необходимое условие нашего успеха. Без этого шага преодолеть сопротивление монополиста и добиться реальной экономии нам будет трудно, ибо все законодательство сейчас «подрихтовано» под интересы РСО. И ни один из договоров, которые анонсированы сейчас на сайтах РСО в качестве публичных, наши особенности - как потребителей - не учитывает.
Я хочу сразу же развеять миф, созданный вокруг публичного договора, что, дескать, раз он публичный - мы обязаны заключить договор с РСО именно на его условиях. Ничего подобного, гражданское законодательство устанавливает РАВНОПРАВИЕ сторон договора. А публичность договора означает лишь то, что поставщик НЕ ВПРАВЕ ОТКАЗАТЬ нам в его заключении. А на каких условиях - это другой вопрос, это тема оферты-акцепта, протоколов разногласий, преддоговорных споров и, возможно, судебного решения. Еще один миф - что с монополистом в суде бороться невозможно. Это не так, выигранные нами процессы наглядно это показывают.
Чем нас не устраивают условия нынешних т.н. «публичных» договоров? Прежде всего, тем, что РСО стараются не замечать различий между заводом (или офисом) и жилым МКД. Хотя в правоотношениях такого рода приоритет имеют не ведомственные правила и нормы, а жилищное законодательство.
Кроме того, они не хотят учитывать принцип: сумма обязательств ТСЖ, ЖСК не может превышать сумму обязательств индивидуальных потребителей услуг. Например, в договорах присутствует положение, что ТСЖ - как исполнитель услуг - отвечает за температуру теплоносителя в обратном трубопроводе, если она не соответствует договорным значениям - ТСЖ «наказывают рублем». Тогда вопрос: а как же энергосбережение? Как прикажете экономить тепло, если тем самым РСО навязывает нам ВЕСЬ возможный теплосъем, а если мы хотим сэкономить - платите штраф. Кроме того, каждый из жителей дома, имея свои собственные потребности в тепле, вправе по своему усмотрению регулировать температуру батарей. И никто не может заставить человека потреблять избыточное тепло. Допустим, во время его отсутствия. Он может поставить регулятор на +12 градусов и уехать на две недели в отпуск. А лица, ответственные за содержание общего имущества дома, не вправе давать ему указания, как ставить регулятор или в каком виде держать форточки. И взыскать штраф за тепло, которое этот «нерадивый» потребитель мог потребить, но не потребил, ТСЖ не вправе. - Но соответственно и ТСЖ за это никто не вправе штрафовать. Как это сейчас порой пытаются делать РСО.
Так что сейчас наша задача - привести договоры ресурсоснабжения к паритетному и справедливому виду, чтобы они позволяли защищать наши права и законные интересы, когда в этом возникнет необходимость.

О чем поют финансы
Далее, какими возможностями мы располагаем, чтобы обеспечить нашу деятельность по энергосбережению с финансовой стороны?
Первое, что лежит на поверхности - это привлечь средства собственников, т.е. призвать их «скинуться» на энергосберегающие мероприятия. Что сравнительно легко, если у ТСЖ есть дополнительные доходы, например, от аренды общего имущества. В других случаях это получается далеко не всегда, часто приходится сталкиваться с иждивенческими настроениями и позицией собственников типа: «Вы делайте, а мы посмотрим, что получится - потом, может, и оплатим!»
Поэтому в общем случае выгоднее сначала изыскать средства где-то «на стороне», выполнить энергосберегающие мероприятия, а потом восполнить эти траты за счет полученной экономии или взносов собственников, уже ощутивших эффект от энергосбережения.
Можно указать на следующие основные источники средств:
- целевые взносы собственников,
- взносы на капремонт - если в вашей региональной программе предусмотрены мероприятия по энергосбережению, их надо провести в первую очередь, накапливая при этом деньги, разумеется, на спецсчете, а не в общем котле;
- банковские кредиты,
- энергосервисные контракты - они основаны на первоначальном вложении средств энергосервисной компанией с последующим их возвратом за счет полученной экономии, в ряде случаев эти контракты (например, реализованные на той методической базе, которая подготовлена Аналитическим центром при Правительстве РФ) могут быть достаточно эффективны;
- энергоэффективные гранты и государственные субсидии.
Хотя сейчас они распространены, в основном, за рубежом, а для нашей страны лежат больше в области перспективы, но понимание того, что старый дом - если за ним хорошо ухаживать, модернизировать, насыщать современным оборудованием и т.д. - может еще послужить очень и очень долго, постепенно проникает в сознание российских «власть предержащих». Тем более что эта идеология освобождает государство от хлопот, сопряженных со сносом дома и постройкой нового.

Овчинка, которая стоит выделки
Как показывает опыт, мероприятия со сроком окупаемости меньше 5 лет, можно выполнять за счет энергосервисных контрактов, более дорогостоящие (например, утепление фасада) лучше делать за счет средств на капитальный ремонт.
При этом надо иметь в виду, что ТСЖ, ЖСК могут быть не только заказчиком, но и исполнителем энергосервисных контрактов. Более того, наличие в доме, решившемся бороться с «перетопом», ТСЖ, ЖСК - желательно, но не обязательно, мы будем рассматривать - как возможный вариант - и алгоритмы взаимодействия с управляющими организациями. Особенно - если они окажутся заинтересованными выступить в роли исполнителя энергосервисного контракта.
Чтобы проиллюстрировать потенциал энергосбережения и возможности снижения расходов на коммунальные услуги, приведу пример с одним «мятежным» ЖСК (подробнее об этом см. статью «Каждый дом в Москве - миллионер! Только он об этом не знает…» в журнале «Председатель ТСЖ» № 9, 2013 г.). Алгоритм такой: в ходе контроля качества мы зафиксировали некачественное (с отклонениями давления больше 25%) и избыточно поставленное тепло, по определенной методике рассчитали общее количество избыточного тепла, поставленного в дом с января 2012 г. по май 2013 г., которое не подлежит оплате, в результате получилась сумма к возврату - 2 млн. 149 тыс. руб. излишне оплаченных денег, которые смогут стать серьезным вложением в последующие энергоэффективные мероприятия в данном доме. Такой пример, как выяснилось, далеко не единичный.
Далее, по нашим рекомендациям 28 домов в Москве установили автоматизированные системы контроля качества АСКУРДЭ, и вот какие результаты получились (см. диаграмму). Синие столбики - фактическое потребление тепловой энергии, красные - избыточное. В сумме по 28 домам из 56840 Гкал, поставленных за год, излишнее тепло составило 7161 Гкал. Или 12,5 %, что в ценах 2013 г. составило 11 314 000 руб. - эту сумму ТСЖ, ЖСК переплатили МОЭК. Кроме того, 7 354 000 руб. переплатил московский бюджет - за счет льгот, субсидий, межтарифной разницы и т.д. Серьезная сумма?
О том, как задействовать такой потенциал, речь пойдет далее…

 

Материалы по теме

Каждый дом в Москве миллионер. Только он об этом не знает

РСО знают как производить начисления... с выгодой для себя

И снова МОЭК, или знание предмета спасет от ошибок

Повышаем правовую компетентность. Позитив в судебной практике с МОЭК

Закон что дышло? или Две стороны одной медали

Миллионы, оплаченные за излишне поставленную тепловую энергию возвращены

Не сдаваться, если тяжба с РСО

Некоторые принципы взаимодействия с ресурсоснабжающей организацией

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика