banner 2022

Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №2 (156) за 2021 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

Через запятую

В Минстрое новый министр: Ирек Файзулллин (с 10.11.20) – и вот вам новая редакция Стратегии (см. http://gkhkontrol.ru/2021/02/69211). В качестве «горизонта» выбран всё-таки 2035 год. А высказанная прошлым министром идея: объединить планы в строительной отрасли и в ЖКХ - сохранилась. В чём смысл такого объединения? Строительство и эксплуатация  - это два последовательных этапа жизненного цикла недвижимости. Как МКД, так и целых территорий. Связь есть, хотя и непростая. Правда, в тексте документа она почти не заметна, получилось просто механическое сложение двух частей, через запятую. Причём, в тексте Стратегии-2035 сфера ЖКХ (5,4 трлн.руб.) на фоне Большой Стройки (9,13 +1,6= 10.73 трлн.руб.) как-то потерялось... Хотя отрасли по объёму оборота сопоставимы, соотношение 1:2.

Диаграмма работ

После прочтения Стратегии на язык просится параллель с известным проектом Ходжи Насреддина - по обучению ишака расзговорной речи, расчёт тогда был на бренность всех участников проекта. Наши стратеги-чиновники  пошли по тому же пути ещё дальше: в качестве интегрального показателя-критерия успеха развития ЖКХ они выбрали, в частности, такой  «фантом», как «удовлетворённость населения жилищными условиями и жилищными услугами» (!). Эмиру было бы нетрудно организовать публичную приёмку проекта, выведя ишака-оратора на базарную площадь Бухары, а с итогами ЖКХ так просто не получится....

Строительную часть Стратегии-2035 пусть изучают обманутые дольщики, а что касается части ЖКХ – она производит впечатление нагромождения общих, никого ни к чему не обязывающих фраз (вроде «обеспечения благополучия людей, доступности и комфортности услуг ЖКХ, повышения ответственности собственников жилья в МКД и компетенций управляющих компаний, институтов ТСЖ, ЖК и ЖСК»), благих пожеланий («снятие административных барьеров для развития конкурентного  и прозрачного бизнеса по управлению МКД») и беспочвенного прожектёрства («сортировка к 2030 году 100% отходов»). Тем более, что текст слеплен кое-как, наспех. Например, два совершенно разнородных «маяка»:

- «прекращение к 2030 году перекрестного субсидирования населения предприятиями» и

-  «снижение к 2035 году степени износа основных фондов организаций ЖКХ с 43% до 35%»

 почему-то оказались рядышком. В таком «синтетическом» разделе, как  «4.4. Улучшение качества городской среды и развитие успешного предпринимательства в ЖКЖ».

Анализировать этот «винегрет» подробно - дело неблагодарное. Поэтому проиллюстрируем сказанное на отдельных конкретных примерах.

«Не верю!»

Слово авторам Стратегии:

«Целевая модель управления МКД учитывает следующие положения:

− общее собрание сообщества собственников жилых и нежилых помещений принимает «стратегическое решение», касающееся способа управления общим имуществом МКД; ответственность за решение при этом разделяют все собственники жилых и нежилых помещений МКД;

− приоритетным способом управления МКД является ТСЖ, которое в силу закона является представителем сообщества собственников МКД; членство в созданном ТСЖ возникает вместе с правом собственности на жилое или нежилое помещение в МКД; ТСЖ решением общего собрания назначает управляющего МКД с подтвержденной профессиональной квалификацией;

− содержание и обслуживание общего имущества собственников помещений в МКД осуществляется по единым стандартам в зависимости от набора услуг, обеспечивающих безопасное и комфортное проживание в МКД;

– МКД оформляется как единый объект недвижимости, включающий в себя квартиры и иные помещения, общее имущество и земельный участок;

− управление МКД на основе решения общего собрания собственников помещений могут осуществлять УК, которые с привлечением квалифицированных исполнителей выполняют работы и услуги по содержанию общего имущества МКД»

Этот «резиновый» текст можно понимать и как возврат к отвергнутому закону №72-ФЗ от 15.06.96  «О ТСЖ» (с обязательным членством), и как сохранение нынешнего статус-кво.

А итог таков:

«повышение доли населения, удовлетворенного жилищными условиями и услугами, к 2030 г. – с 45 - 50% до 68 - 75%;  увеличение количества ТСЖ к 2030 г. − с 58 тыс. до 200 тыс.»

Тут остаётся лишь пожать плечами и повторить фразу Станиславского «Не верю!».

От норматива - к факту

В сфере капремонта МКД ставится задача «перехода от капитального ремонта по нормативным срокам к ремонту по фактическому состоянию конструктивных элементов, создание механизма гибкой корректировки программ капитального ремонта». Плюс одновременное повышение энергоэффективности МКД, что должно обеспечить снижение потребления энергии на отопление МКД  (см.таблицу целевых показателей). - Но ведь обо всём этом и раньше немало говорилось и писалось...

Необходимым условием этого перехода является «повышение доли ведения технических паспортов МКД в цифровом формате в ГИС ЖКХ к 2030 году − с 0 до 70%». Как этого достичь? Есть намёки – в виде «развития системы государственного учета состояния жилищного фонда, включающей данные о техническом состоянии и энергоэффективности МКД, их постоянный мониторинг и актуализацию». Плюс «совершенствование деятельности жилищных инспекций путем возложения на них контроля и освидетельствования безопасности жилищного фонда, и учета в цифровой форме его состояния, параметров зданий и инженерных систем, уровня благоустройства и изменения этих параметров». Неужели ГЖИ наконец-то займутся своим основным видом деятельности – мониторингом состояния жилого фонда? Вместе с обновленными БТИ? - Хотелось бы в это верить, но... Разве раньше подобные задачи не ставились?

О ярко выраженном «пирамидальном» характере «общего котла», которым оперируют региональные Фонды капремонта, сказано дипломатично: «высокие финансовые риски невыполнения программ», что связано с «разбалансированностью обязательств региональных операторов и их доходов...» - здесь ничего нового ожидать не стоит. Про увеличение доли спецсчетов, как это было раньше,  Стратегия-2035 скромно умалчивает.

Что касается расселения аварийного жилья –  признаётся, что  «переход из состояния «ветхого» в состояние «аварийного» жилья в последние 10 лет (по 2 млн. кв. м в год) происходит быстрее, чем осуществляется расселение аварийного жилья».

Что делать? Хотя бы достичь «баланса между ежегодными объемами признания и расселения аварийного жилищного фонда – на уровне 3,1 - 3,5 млн. кв. м». Т.е. надежд на улучшение качества содержания и текущего ремонта МКД (даже в 15-летней перспективе!) нет, старые дома придётся сносить и расселять минимум в полтора раза в большем объёме, чем сейчас. 

Коммуналия не забыта

Вот как выглядят проблемы систем водоснабжения и водоотведения, образовавшиеся, по мнению авторов Стратегии-2035,  из-за того, что в последние 10 лет рост тарифов искусственно сдерживался (при наличии адресных субсидий малоимущим):

- снижение надежности систем (причина - из-за недостаточного финансирования их модернизация отстаёт от скорости износа),

- падение на 30% потребления водных ресурсов и объема сточных вод (а вот это, скорее всего, не проблема, а наоборот, достижение, результат внедрения в МКД водосчётчиков и других мер по ресурсосбережению);

- высокие экологические риски, состоящие в том, что качественную питьевую воду потребляет 87,4% населения, остальное, включая бедное население, вынуждено покупать питьевую воду, при этом в сфере водоотведения очищается до нормативных значений лишь 57% стоков;

- сильная зависимость строительства или модернизации систем водоснабжения и водоотведения от бюджетного софинансирования (это та же нехватка денег на модернизацию, только «вид сбоку»).

Рецепт экспертов незамысловат: увеличение тарифов на водоснабжение и водоотведение либо государственная поддержка, включая особые налоговые режимы и льготы, внедрение «зеленых проектов» и «зеленых технологий» и т.д.

Применительно к водо- и теплоснабжению ставятся задачи:

- довести долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой, до 99%, а долю стоков, очищенных до нормативных значений, – до 79%,

- обеспечить потребителей приборами учета воды и тепла на 95%,  а автоматизированными ИТП с погодным регулированием –  на100% для вновь вводимых МКД и 50% для существующего жилищного фонда.

О замене открытых систем ГВС (в них горячая вода сначала поступает в отопительные радиаторы, а потом идёт в кран ГВС), на закрытые речь, похоже, не идёт.  

Что касается мусора – он всё-таки оказался частью ЖКХ и вошёл в Стратегию. Россиянам предложено не только довести к 2030 г. сортировку отходов до 100%, но и снизить количества направляемых на полигоны ТКО в 2 раза. Как, за счёт чего? За счёт «стимулирования городов, агломераций городов и иных поселений по строительству объектов для утилизации мусора» - о чём это? Фигура умолчания.

Ожидается «гибридная» стабильность 

В общем, понять, что и как будет делаться в 2021-2035 г.г., из этого документа не трудно, а очень трудно. Единственно, не вызывает сомнения, что принцип №1 организации российского ЖКХ: «Государство на функционирование и развитие отрасли тратиться не должно, кроме, может быть, самой малости» - остаётся неизменным. Как и «финансовые ограничения развития ЖКХ, связанные с бедностью отдельных групп населения» (цитата из ч.2 Стратегии-2035) – это, скорее всего, только усугубится.

Принцип №2: «Коммерческому управления МКД посредством УО, прямо или косвенно аффилированных с «сильными мира сего» - высший приоритет, прочим – по закону» - тоже сохраняется.

Похоже, положение в отрасли истеблишмент вполне устраивает, серьёзных изменений ждать не приходится (кроме, может быть, «всплесков» реновации по новому 494–му закону). Но если что-то и будет – заранее нам об этом не скажут.

Основные целевые показатели Стратегии

Наименование показателей

Ед. изм.  

  2019  

  2024 

    2030

  2035

   Метод

1

Ежегодный объем ввода жилья

млн кв. м

82,0

100,0

120,0

120,0

 Данные        Росстата

2

Ввод ИЖС

млн кв. м

38,2

50,0

60,0

70,0

3

Уровень обеспеченности населения жильем (общая площадь)

кв.м/ чел.

26,3

28,0

32,0

35,0

4

Инвестиции в здания и сооружения (в ценах соответств. периода)

трлн руб.

9,9

17,2

23,6

28,4

5

Доля населения, удовлетворенная жил. и коммунальными услугами

%

≤50

50

60

85

6

Объем расселения аварийного жилищного фонда

млн кв. м

2

2,4

2,8

3,1

7

Коэффициент обновления основных фондов организаций ЖКХ

%

7,5

10

15

15

Дизайн :

Яндекс.Метрика