Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №8 (152) за 2020 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

8 октября на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», прошедшей в онлайн-режиме,  председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская рассказала о грядущих изменениях в профильном законодательстве.

Всего в планах Комитета работа над 70 (!) законопроектами, которые находятся в разных стадиях готовности (см. https://clck.ru/RKkjW).

Хованская

Что зависло в первом чтении

Говоря о 10-ти проектах, которые уже прошли 1-ое чтение, но потом зависли (кто-то из-за пандемии, а кто-то из-за сопротивления чиновного истеблишмента и прочих противников) Галина Петровна начала с упоминания решения Конституционного суда № 46-П от20.12.2018 - об индивидуальных теплосчётчиках в квартирах с горизонтальной разводкой отпления (см. «Председатель ТСЖ» №1 за 2019 г. ). Соотвествующие правки  в ст.26 и 157 ЖК РФ вносит проект № 681247-7.

Законопроект №232824-7  даёт право председателю Совета МКД заключать и проверять исполнение коммерческой УО договора управления МКД. Естественно, если такое решение принято на ОСС. Это особенно актуально сейчас, когда проводимая властями политика направлена на массовую ликвидацию  ТСЖ, Галина Петровна сделала упор на то, что вместо ТСЖ в таких домах должны быть обязательно созданы Советы (см. ч.2 ст.161.1 ЖК РФ), в противном случае будет иметь место нарушение жилищного законодательства.

Важный и нужный законопроект № 983724-7 позволяет вместо общих собраний собственников проводить конференции. По аналогии с ЖСК, где подобная возможность зафиксирована в Уставе.Это фактичеси единственная возможность выяснить мнение собственников в доме, где, например, 600 квартир.

Закон о госучёте жилья № 107057-7 Г.Хованская назвала многострадальным. Несмотря на два поручения Президента РФ, возродить технический учёт пока не удаётся. Хотя в информация, которой обладали в свою бытность прежние БТИ,  нужна всем: и строителям, и налоговикам, и Фондам капремонта, и тем, кто управляет МКД, и кто в них живёт. Или приобретает жильё. Но из-за позиции ряда министерств: дескать, вполне достаточно информации в ГИС ЖКХ (которая до сих пор толком не работает!) – дело стопорится. Что касается  некоторых БТИ, которые сохранились, но перешли на коммерческие «рельсы» - их позицию Галина Петровна  охарактеризовала не как государственную, а «чего изволите». В их работе элементы коррупции видны невооружённым глазом, по «просьбе» застройщика инвентаризаторы  не стесняются показать, чего нет. Или не показать то, что есть на самом деле.

Ещё одна инициатива Г.Хованской касается жителей бывших ведомственных общежитий, в ходе приватизации и акционирования многие эти помещения были незаконно включены в состав имущества предприятий и организаций, ставших вскоре частными. Этим людям порой выставляют плату за услуги ЖКХ по коммерческим ставкам, их жилишные права необходимо защитить.

Нередко власти – при сносе аварийного дома или в ходе реновации - изымают придомовой земельный участок, который на кадастровый учёт не поставлен.  Хотя  сформирование участка и оформление на него кадастрового паспорта - это прямая обязанность публичной власти, и сроки её исполнения истекли давным-давно. Законопроект № 831790-7 напоминает власти об этой обязанности и необходимости закладывать в бюджетах средства для её исполнения. И о том, что межевание должно производиться не по стене дома,  размер участка должен быть достаточен для полноценной эксплуатации МКД.

Снос вместо реновации

Законопроект об общероссийской реновации № 550294-7 был внесен Г.Хованской в Госдуму в сентябре 2018 г. Его суть в том, что реновация - это не просто изъятие жилья и земли под домом, а соглашение власти с гражданами. Основанное на добровольном согласии людей переехать - из старого дома, который вскоре может превратиться в аварийный - в другой, новый дом. Ряд субъектов федерации сейчас заканчивают расселение своего аварийного фонда и готовы начать такую  реновацию. Которая включает не только снос, но и реконструкцию, и капитальный ремонт домов-памятников.

Совсем на других принципах основан альтернативный законопроект -№ 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. https://sozd.duma.gov.ru/bill/1023225-7), внесёный группой сенаторов в пятницу 18 сентября в 18.00  (!).  Инициирована  была эта «спецоперация», судя по всему, зампредом Хуснуллиным. В интересах - кого? Догадаться нетрудно: «В московской программе реновации очередники жилье получают, а в этой — они и дальше останутся очередниками. В московской нельзя в коммуналку переселять, здесь это можно. Жилищная часть законопроекта нас категорически не устраивает. Застройщик - всё, житель - ничто! - с такой циничной позицией я давно не сталкивалась» - заявила Галина Петровна.

Реновация в этом законопроекте скрывается за словами «комплексное развитие территорий». А «отдельными законодательными актами» оказался - ни много, ни мало - ЖК РФ (!), куда вносится новый раздел. Под названием  «Адресные программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов». 13 страниц убористого текста посвящёны ущемлению прав граждан. В частности, принудительное изъятие жилья производится и в том случае, если дом не аварийный, но имел несчастье попасть в зону «развития территорий». 

«Я считаю, что этот законопроект не имеет права на существование. По крайней мере, в той редакции, в которой он внесён. Он должен быть отозван!» - заключила Г.Хованская.

Всего понемногу

Законопроект №611260-7, стимулирующий россиян к раздельному сбору (РС) твёрдых коммунальных отходов (ТКО) - из-за отрицательного отзыва Правительства - лежит без движения с 2017 г. Поскольку актуальность этого шага нисколько не уменьшилась, а, наоборот, только возросла, законопроект будет обновлён и внесён заново.

В вопросе газовой безопасности, по словам Г.Хованской, надо, по возможности, устранить «человеческий фактор». Для этого во время капремонта в домах надо устанавливать  средства отключения подачи газа, реагирующие на превышение его концентрации в воздухе. Дешевле устанавливать их 90-летним бабушкам за счёт адресной помощи, чем потом тратиться на похороны и компенсации пострадавшим от взрывов газа и пожаров – считает депутат. Этому посвящён законопроект №625887-7.

Адресные жилищные субсидии малоимущим  должны начинаться не с 22% дохода семьи на оплату услуг, а хотя бы с 15% ( а лучше – с 10%, как в Москве). Иначе многие люди становятся неплательщиками – не по своей воле, а отрасль страдает от недофинансирования. Которое, по оценке депутата, достигло 30%. Но! Минфин категорически против подобной инициативы.

Ещё одна проблема – провайдеры требуют, чтобы их пустили в МКД безо всяких условий, без собраний, и – желательно! - безо всякой платы за использование общедомового имущества. Г.Хованская против этого, всё должно решать собрание собственников.

Нормативы коммунальных услуг практически везде завышены. Почему? Хотя в законодательстве основным методом их определения принят метод аналогов (т.е. на основе показаний счётчиков в домах аналогичной конструкции), в большнстве субъектов власти предпочитают по-прежнему использовать расчётный метод. Который позволяет получить нужные ресурсникам результаты. 

Непроведение ежегодного собрания и неутверждение сметы расходов на содержание и ремонт ОИ МКД в домах, управляемых ТСЖ, ЖК – это катастрофа. В связи с пандемией предложено эту норму пока, до конца года, не применять. То же самое касается случая, когда полномочия председателя истекли и его подпись в банке силу утратила, а собрание из-за карантина проводить нельзя.

Законопроект ГПХ об отмене повышающих коэффициентов для ХВС и ГВС в старых домах депутаты Госдумы провалили. Сроки установки приборов учёта гражданами давно прошли, так что сейчас это - обязанность РСО. А те говорят: а мы в дом войти не можем! И используют любые другие отговорки, чтобы эту обязанность не исполнять. К тому же есть немало ветхих домов, где установка счётчиков невозможна или опасна. Почему УО или РСО не могут организовать комиссию, которая удостоверит невозможность установки водосчётчика в помещении, подъезде или в доме в целом, почему эта обязанность возложена на 80-летнюю бабушку или маму с тремя детьми?

От редакции:

Стоит напомнить читателю, что в Комитете Госдумы, которым имеет несчастье руководить Г.Хованская, она обычно может рассчитывать на поддержку 3-х человек из 10-ти членов Комитета. Остальные, будучи единороссами, голосуют не как велит им совесть и здравый смысл, а как  прикажут «партия и правительство». Та же ситуация, но только возведённая в степень, наблюдается и на пленарных заседаниях, где в конечном итоге принимаются законопроекты. Этим и объясняются «ножницы» - между теми хорошими словами, которые говорит Галина Петровка, и тем «конечным продуктом», которая выходит из стен Госдумы. - Один в поле не воин. А кто? Путник (так полностью звучит поговорка). Хотя деятельность Г.Хованской  в Госдуме может поставить справедливость этой мысли под сомнение...

К этому осталось добавить, что в этом году Г.Хованская стала руководителем партийной организации «Справедливой России» г. Москвы. И осенью 2021 г., возглавив партийный список справедливороссов, опять будет баллотироваться в Госдуму.

Дизайн :
Яндекс.Метрика