Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №11(85)2014

Если верить проекту постановления правительства РФ, попытка заставить россиян оплачивать коммунальные услуги «за себя и за того парня», предпринятая авторами 354-го постановления, не удалась. Плата за общедомовые нужды, похоже, возвращается в состав платы за содержание жилья. Но проблема осталась.

 «Летит ветер к югу, поворачивает к северу, кружится,

кружится ветер - и возвращается на круги свои…»

(Екклесиаст, 1;6)

Детское лукавство

Уверен, наши читатели не забыли, какие социальные «напряги» возникли в российских МКД после того, как в новой редакции «Правил предоставления коммунальных услуг…», утвержденных Постановлением Правительства (ПП) РФ №354 от 06.05. 2011, появилась «лукавая» методика расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды (ОДН). Методика базировалась на разности между общедомовым потреблением ресурса, определенным по общедомовому прибору учета, и суммой индивидуальных потреблений, определенных по индивидуальным приборам учета, а при их отсутствии - по нормативу (назовем эту величину дисбалансом потребления). «Лукавство» заключалось в том, что если в части помещений дома стоят индивидуальные приборы учета, а в части нет (это типовая картина в наших МКД) - дисбаланс потребления будет образовываться не только за счет ресурсов, использованных на ОДН, но и за счет всевозможных видов неучтенного потребления в помещениях МКД, включая банальное воровство и потери, например, из-за неисправности сетей и приборов. А также специфического временного дисбаланса, образующегося из-за несинхронного снятия разными потребителями показаний своих приборов учета (аналог «кассового разрыва»).

Если помните, нечто подобное было и в предыдущей редакции «Правил…» (см. ППРФ № 307 от 23.05. 2006), но там это хотя бы не называлось ОДН. Указанный дисбаланс было предписано относить на счет исключительно «оприборенных» жителей, что вообще абсурд, ибо при этом установка индивидуального счетчика теряла смысл. Поэтому применялось это правило редко.

Вообще-то реальное потребление ресурса на ОДН полагается определять непосредственно по счетчику (см. ЖК РФ ст.157 п.1). Но на это обстоятельство авторы ПП РФ-354, видимо, решили внимания не обращать. Вместо того чтобы назвать вещи своими именами, и честно сказать: «Мы возлагаем на вас, граждане, коллективную ответственность за все потребленные в доме ресурсы, как хотите, так и разбирайтесь!» - они «незаметно» произвели подмену понятий - и выпустили постановление. Которое предписывает дисбаланс потребления распределять уже на всех потребителей без разбора. Пропорционально занимаемой площади.

…и к чему это приводит

В результате стало чуть-чуть лучше, чем было в ППРФ-307, но только чуть-чуть. Ибо в МКД образовалась самая настоящая «круговая порука»: добросовестных потребителей заставляли платить за недобросовестных, не дав первым средств воздействия на вторых.

Те, кто - в надежде сэкономить на «коммуналке» - поставил у себя в квартире приборы учета, а потом обнаружил, что экономия «съедена» мнимым потреблением на ОДН, почувствовали себя обманутыми. И обратили свой гнев - кто на правительство, кто на управдома.

В итоге, чтобы сбить волну недовольства, чиновникам пришлось, внеся поправки в 354-е постановление, ограничить плату потребителей за потребление на ОДН нормативом. Ну, а «то, что сверху» - обязали оплачивать управдома. Т.е. «круговую поруку сохранили», но ограничили и заставили управляющих разделять её с потребителями услуг. При этом управдому дали возможность выявлять «резиновые» квартиры, составлять акты и производить дополнительные начисления на потребителей-«нелегалов» (см. ППРФ № 344).

Новое - хорошо забытое старое

17 октября на «Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения» (см. http://regulation.gov.ru) появился проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в МКД».Имеются в виду:

- «Правила содержания общего имущества в МКД», утвержденные ПП РФ-491,

- «Правила предоставления коммунальных услуг…», утвержденные ПП РФ-354,

- «Правила, обязательные при заключении УК или ТСЖ либо ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО», утвержденные ПП РФ-124.

Суть изменений в том, что затраты на ОДН из платы за коммунальные услуги переводятся в состав платы за содержание общего имущества МКД. Как это, собственно, и было раньше, в «доодээновские» времена.

Ключевой п.40 в «Правилах предоставления коммунальных услуг…» (см. ПП РФ-354) теперь будет звучать так:

«Потребитель коммунальных услуг в МКД (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в случае отсутствия в МКД лица отвечающего за содержание и ремонт общего имущества в таком доме, в том числе - в случае непосредственного способа управления МКД, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)».

Раньше это правило - плата за индивидуальное потребление отдельно, за общедомовое отдельно - применялось«вне зависимости от выбранного способа управления МКД».

Почувствуйте разницу.

Спасительный норматив

Перевод запланировано осуществить в 2 этапа.

На 1 этапе - с 1 июля 2015 г. до прекращения действия договора управления МКД - плата за ОДН будет включаться в структуру платы за содержание общего имущества в размере, установленном «Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (см. ПП РФ-306 от 23.05. 2006, с последними изменениями от 24.09. 2014).

На 2-м этапе - при заключении нового договора управления или продлении прежнего после 1 июля 2015 г. - размер платы будет определяться «лицами, отвечающими за содержание и ремонт общего имущества, и общим собранием собственников помещений в МКД» (так в тексте проекта постановления!), а если такое решение не будет принято - по нормативам. Напомним читателю, что последние с 2012 г. устанавливаются исключительно региональными органами власти, муниципалиты к этому не допущены.

Видимо, после 1 июля 2015 г. собственникам надо будет принять решение: перейти на взимание платы за ОДН по нормативам или же установить свой собственный размер платы. Если платежей жителей, включая новую «нормативную ОДН-добавку», не будет хватать, чтобы рассчитаться с РСО по общедомовому счетчику - образовавшуюся недостачу можно отнести на счет тех, кто еще не установил у себя в квартире приборы учета. Разумеется, приняв соответствующее решение на собрании собственников. Надежду на это дает п. 29 в новой редакции ПП РФ-306:

29. Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в МКД.

Разумеется, никто не отменял необходимости содержать в исправности инженерные сети, принимаюшие устройства и приборы учёта, не допуская течей, потерь, ошибочных показаний и т.д. И всех тех возможностей, которые предоставляет управдому ПП РФ-344.

Что же касается аналога «кассового разрыва», с ним можно бороться с помощью принятой по всей Европе практики: потребитель платит ежемесячно фиксированную сумму, например, в размере среднемесячного потребления за прошлый год, а в конце года - сверка показаний счётчика и корректировка платежей.

Квадратура круга

Слава Богу, авантюре с умопомрачительными ежемесячными расчетами за «мнимые» ОДН, кажется, приходит конец. Хотя и по прошествию больше, чем трех лет… Хочется надеяться, что историй, подобных описанной в статье «Дом на счетчике» (см. журнал «Председатель ТСЖ» № 12, 2013 г.): ТСЖ заставляют платить за электроэнергию, которую целый месяц потребляла парикмахерская (!) - больше не будет.

Тем не менее, проблема: что делать с «дисбалансом потребления», если несмотря на все усилия управдома, он никак не влезает в рамки нормативов - остаётся до конца не решенной. И пока наши реформаторы, повесив на управдома ярлычок «исполнителя коммунальных услуг» (независимо от того, делает ли он для этого что-нибудь!) , заставляют УК, ТСЖ, ЖСК совершенно БЕСПЛАТНО обеспечивать прибыль естественных монополий - она вряд ли будет решена.

В заключение хочется привести одно письмо, некогда оно было весьма обнадеживающим, а ныне пополнило «кладбище надежд».

Письмо Минрегиона о сбытовой надбавке

Хочется спросить: где же обещанная надбавка?

Георгий ГАЕВОЙ

Дизайн :
Яндекс.Метрика