(опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №1(75)2014)

Специфика современной жизни такова, что мы беспрерывно находимся под давлением информационного потока, и понять, что есть правда, а что есть ложь, сложно. У обывателя иногда складывается мнение, что мы живем в эру космических технологий и наностроительные материалы уже завтра позволят делать гигантские 3D-принтеры, которые будут печатать дома по заданным параметрам. Все это чепуха.

Как и сотни лет назад, успех в строительстве формируется с помощью качественной идеи и проработанного проекта, с помощью понимания характеристик материалов, которые используются при проведении капитального ремонта. Сегодня разнообразие материалов и поставщиков таково, что неопытному человеку просто невозможно разобраться, что из этого можно использовать, а что нельзя. У всех материалов есть полный набор оправдательных документов (сертификатов, разрешений, писем и т.д.). Но грош им всем цена, и если внимательно изучить заявленные и каким-то образом подтвержденные в лабораториях сертификационных органов характеристики, то каждый из этих материалов «божественный», а разработчик просто «святой». А когда начинается общение с продавцом, то выглядит это примерно следующим образом:

Вопрос: Каковы характеристики вашего материала?

Ответ: Отличные, самые лучшие!

Вопрос: Какие гарантии вы предоставляете?

Ответ: 30, 50 или 100 лет, вечность-бесконечность.

Вопрос: Какова цена?

Ответ: Лучшая, с буржуйской ценой можно и не сравнивать…

Велика вероятность, что в результате такой беседы архитектор, генподрядчик возьмется строить здание, а оно окажется непригодным для проживания. Кто понесет ответственность?

Какие же вопросы нужно задавать и как определять качественного производителя материала?

1. Кто владелец вашего предприятия? Если ответа нет, то на этом можно закончить разговор.

2. Каковы компетенции вашей организации и опыт производства? Если вы получаете ответ, что предприятие абсолютно новое и не имеет истории на рынке, то это повод задуматься. Если ответ далек от реальности (мы привлекли межгалактические силы и секретных сотрудников пентагона и разработали уникальную технологию в России по производству этого материала), то разговор на этом также надо закончить. Аналогично, если вы слышите, что святой человек Михал Михалыч Пупкин получил тайное знание от своего учителя или его непризнанный гений придумал уникальную технологию. Ответы должны быть логичными, без нахрапистой настойчивости, с уважением к конкурентам.

3. Каковы гарантии на ваш материал? Если вы получаете в лоб фантастические сроки без каких-либо условий по применению и эксплуатации, то это несерьезно. В идеале, добросовестный производитель должен дать коммерческую гарантию сроком 5-10 лет, но не более. Не надо путать коммерческую гарантию и срок службы материала, который может быть 50-100 лет. Это абсолютно разные вещи! Гарантия должна быть представлена от юридического лица производителя вместе с бухгалтерским балансом за отчетный период, из которого вы должны увидеть, что этот производитель способен исполнить свои обязательства по этой гарантии. Если организация близка к банкротству или балансирует на грани жизни и смерти, то о какой гарантии вообще идет речь. Кто будет отвечать? Прах этого производителя?

Я постараюсь на примере самой наглядной части здания разобраться в материалах и технологиях.

ФАСАД

Из чего он состоит? Стальной или алюминиевый каркас, утеплитель и фасадный материал.

1. На сегодняшний день есть около двух сотен так называемых производителей каркасов для вентилируемых фасадов. Каркасы бывают из оцинкованной стали, нержавеющей стали и алюминиевых сплавов. У всех есть документы, подтверждающие «пригодность» таких каркасов к применению в строительстве.  Могу вам смело сказать, что самое последнее место в рейтинге узнаваемости имеют настоящие производители с репутацией.

Самые «раскрученные» торговые марки фасадных систем, это «производители», у которых или совсем нет производства, или, максимум, есть склады по упаковке профилей на поддоны с логотипом. Все эти условные производители существуют на рынке 10-15 лет, а появились как копия иностранных систем. Премиальная маржа требует особого позиционирования, а получается это с помощью выдумывания какой-то «фишки», которой нет у других. Но все это не имеет никакого значения для реальных эксплуатационных характеристик и зачастую существенно ухудшает безопасность систем! И если подобные марки были бы такими уникальными, то давно продавали бы свою продукцию в Европу. А сейчас мы видим, что эти псевдо-производители снимают стенды на строительных выставках в Германии или во Франции, нанимают местных презентабельных парней, которые всем кричат, что у них много проектов в ЕС. На самом деле это инструмент по раскручиванию премиальной цены для России и российских покупателей, которые толпами ходят по этим выставкам.

Все эти искусственные производители развернули на рынке компанию по установлению избыточных требований к материалам. Якобы они борются за качество. Что на самом деле движет ими? Они отсекают от конечного потребителя реального производителя со справедливой ценой. Эти искусственные производители научились мастерски устанавливать законные ограничения и повышенные требования к материалам, а основная их компетенция - это «делать» сертификаты, которые этим искусственным и завышенным требованиям отвечают.

Например, недобросовестное сообщество придумало теорию, что подкаркас должен иметь срок коррозионной стойкости 50 лет. И мало кто обращает внимание, что анкер, который крепит это «премиальное чудо» к несущей стене, имеет максимальный срок службы с сохранением своей несущей способности 25-30 лет! Зачем платить на 30-70% дороже за каркас, если дюбель стоит только 25-30 лет? При этом все премиальные алюминиевые каркасы в России не имеют анодированной обработки. Это объясняется тем, что для них делается особый сплав алюминия с «Витамином С» и «инкапсулированными штуками», который позволяет на фасад вешать «сырой» алюминий.

Этот маркетинговый пир обслуживают три настоящих завода по экструзии алюминия, которые находятся в республике Татарстан и Калужской области. И только они обладают компетенциями и оборудованием по экструзии профилей. Стальные каркасы промышленным прокатным способом производит крупнейший в СССР комбинат по холоднокатаному профилю в Смоленской области. Этот комбинат закупает напрямую тонколистовой оцинкованный лист с металлургических комбинатов Украины и России и производит продукцию, которую потом продают под другими документами. Со сталью обстоят дела еще хуже. Некоторые производители покупают гибочные ручные станки и гнут профили. Остаточное напряжение стремится выпрямить профиль в исходное положение и чаще всего это происходит на фасаде, когда на этом профиле уже висит облицовка. Каркас видоизменяется и приводит к деформации облицовки или ее разрушению.

Минераловатный утеплитель.

 Есть конкретные торговые марки, которые можно использовать для фасада. Rockwool производит свою продукцию на нескольких комбинатах в России и экспортирует ее в Европу, белгородский комбинат Izovol и современный комбинат мирового лидера Paroc в Тверской области. Единственный материал российского происхождения, по своему опыту, который можно использовать на фасаде, выпускает Izovol. По качеству не уступает датскому Rockwool и финскому Paroc, но имеет существенный недостаток в виде ограниченных производственных мощностей.

Самая интересная часть – фасадные материалы.

Разобьем их по условным группам: керамогранит,  кассеты стальные, кассеты из алюминиевого композита, фиброцемент, объемная керамика.

Керамогранит – самый популярный фасадный материал в России, который нигде в мире больше не смог получить такую популярность. Преимущества: прочный, держит цвет, не имеет температурных расширений и деформаций. Недостатки: мелкий формат (плитка 600*600 зачастую выглядит нелепо на больших зданиях) требует специальных противопожарных решений в виде противопожарных козырьков на путях эвакуации людей, т.к. при пожаре осколки летят вниз и вонзаются в асфальт, как нож в масло. Радует, что за последние несколько лет российские производители выкурили с рынка китайских, которые поставляли керамогранит с радиологией, превышающей допустимые показатели в несколько раз. Радиология остается с вами навсегда и можно пригласить специалиста, который факт этой проблемы зафиксирует в протоколе. На сегодняшний день самым дешевым и качественным керамогранитом является продукция, которая производится на комбинате в Московской области.

Кассеты стальные

 У стальных кассет масса плюсов, но существенным минусом является шум и невозможность изготавливать панели большого размера, а это недостаток в архитектуре. Хотя, для малых форм и для промышленного строительства замечательный материал. Лучшим поставщиком окрашенного листа является финский сталепрокатный концерн, которые некоторое время назад купил комбинат в Калужской области. Российские производители имеют существенные недостатки по светостойкости и палитре цветов.

Кассеты из алюминиевого композита.

 Очень широкая гамма цветов и рисунков. Возможность изготавливать кассеты большого формата и различных конфигураций. Единственный и самый существенный недостаток – горючесть! Все известные пожары, которые произошли в нашей стране за последнее время на фасаде, в т.ч. пожар в Москве, во время ликвидации которого погиб начальник Московского управления МЧС, произошли на фасадах с применением этого материала. Он не просто разрушается от воздействия пламени, он поддерживает и распространяет пламя, являясь топливом на пожаре.

На рынке более десятка российских и китайских производителей этого материала. Многие из них даже имеют пожарный сертификат НГ (абсолютно негорючий материал). Но все они горят!

В мире есть только два производителя, которые обладают компетенциями по производству качественного и пожаробезопасного алюминиевого композита. В Японии производится Митсубиси Алполик, а в Германии - Алюкобонд. Оба эти материала дорогие и позволить применить его могут инвесторы на зданиях с повышенной доходностью или особыми требованиями в архитектуре.

Фиброцементные панели.

Основным преимуществом этого материала является цвет и большой формат, который востребован на высотном жилищном строительстве. Самым большим недостатком является щелочность, которая съедает краситель и водопоглощение материала, что приводит к его разрушению. В нашей стране единственным поставщиком качественного морозостойкого фиброцемента является датский концерн Сембрит, который производит специальную серию морозостойких панелей на своем финском заводе. Высокая морозостойкость получается путем понижения водопоглощения материала. Достигается это путем добавления гидрофобизатора в раствор для изготовления панелей или герметизацией листа после производства специальными красителями. Второй способ не выдерживает никакой критики и на практике после порезки или сверления материала он насыщается влагой и быстро разрушается.

Российские шиферные комбинаты, которые производят плоский асбесто-цементный лист, тоже предлагают свою продукцию для фасадов. Но санитарные и эксплуатационные характеристики оставляют желать лучшего. На практике краска исчезает за 1-3 года,  а фасад покрывается солью. Слишком сильное водопоглощение!

Объемная керамика или терракотовая плитка.

Материал, который обладает уникальными эксплуатационными и декоративными характеристиками. Во всем мире это основной керамический материал для строительства фасадов, но в России он дорог из-за высоких таможенных пошлин и стоимости транспортировки. На мой вкус, он не имеет недостатков. Балом здесь правят немецкие производители, которые производят широчайший ассортимент панелей и ламелей к ним по размерам, цветам и фактурам. Любой немецкий или французский производитель, а их более 20-ти, является надежным поставщиком этого материала.

Выводы. На рынке около двухсот производителей систем фасадов, но только 4-5 комбинатов являются настоящими и качественными производителями. С весьма низкими ценами. При огромном количестве производителей утеплителей доступными и надежными являются только три. При огромном числе производителей фасадной продукции надежными и безопасными являются единицы. Единицы, которые имеют признание в России и за рубежом, которые обладают компетенциями в производстве и которые дают честные гарантии на свою продукцию.

Гарантия, настоящая гарантия, которая является результатом многих факторов, должна быть основой для начала любого разговора с поставщиком материалов и решений! Все остальное лирика или «от лукавого».

Рамазан Исмаилов

Дизайн :
Яндекс.Метрика