Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" № 2(100)2016

 

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

 

Д.П. Гордеев, ведущий юрисконсульт Направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»

22 января 2016 г. на  заседании Госдумы во втором чтении рассмотрен законопроект № 766233-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», представленный от Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству его председателем П.В. Крашенинниковым.

Это тот самый законопроект, который, как все надеялись, должен был снять с существующих ТСЖ обязанность вносить изменения в уставы о том, что они являются ТСН. Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» «учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ(в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц». А в соответствии с действующими нормами гл. 4 ГК РФ (пп. 4 п. 3 ст. 50) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в организационно-правовой форме «товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, товарищества собственников жилья». При этом товарищество собственников жилья в соответствии с нормами гл. 4 ГК РФ не является организационно-правовой формой юридического лица. ТСЖ  это вид организационно-правовой формы ТСН ( товарищество собственников недвижимости) .  В п. 1 ст. 12312 ГК РФ так и написано: «товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме…)».

Нормы «переходного» Федерального закона № 99-ФЗ (ч. 7 ст. 3) требуют, чтобы все ТСЖ, созданные до 1 сентября 2014 г., при первом изменении устава внесли в устав изменения путем замены указания, что это устав ТСЖ, на то, что это устав ТСН. Согласно п. 2 ст. 12312 ГК РФ «устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости» без каких-либо добавлений и уточнений. И хотя изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции указанного Федерального закона № 99-ФЗ) «не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование», но такое изменение фактически можно приравнять к квази-реорганизации, изменению организационно-правовой формы со всеми вытекающими последствиями. По этой причине многие ТСЖ полтора года сдерживали потребность вносить изменения в свои уставы, даже если это было объективно необходимо. А были и случаи направления ТСЖ предписаний привести уставы в соответствие с ЖК РФ. Если товарищество собственников жилья это делали  без изменения наименования, то налоговые органы отказывались регистрировать такие изменения. И товарищество собственников жилья становились нарушителями.

Но даже без изменения наименования в уставах ТСЖ юридически попадали под регулирование новых норм ГК РФ о ТСН. Ведь в ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ было указано, что, во-первых, «учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам» (ч. 7), а, во-вторых, «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона): …к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 12312 - 12314)». Но все же товарищество собственников жилья по ЖК РФ могли открывать спецсчета для формирования фондов капитального ремонта, могли продолжать управлять многоквартирными домами.

С 1 сентября 2014 г. создать ТСЖ, как юридическое лицо уже было невозможно. Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона «юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)». То есть создать товарищество в многоквартирном доме собственники помещений в нем могли только в организационно-правовой форме ТСН ( товарищество собственников недвижимости), указав в уставе слова «товарищество собственников недвижимости». Соответственно, товарищества или не создавались, или создавались в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости. При этом существует много примеров, когда вновь созданные товарищества, в уставах которых в соответствии с нормами ГК РФ и Федерального закона № 99-ФЗ было указано, что они «товарищества собственников недвижимости» сталкивались с трудностями реализации правомочий, которые в ЖК РФ были предусмотрены для ТСЖ.

Депутаты Госдумы РФ, Минстрой РФ, эксперты Института экономики города, журнал «Председатель ТСЖ », общественность приложили много усилий, чтобы исправить последствия. В частности, для того, чтобы добиться изменения позиции Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству деп. ГД Г.П.Хованской потребовалось обращаться к председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву, в Веховный Суд РФ, в Совет по кодификации гражданского законодательства при Президенте РФ и многие другие уважаемые инстанции. Последний готовил очень важный отзыв на проект федерального закона № 766233-6. Это было очень непросто.

Помимо законопроекта № 766233-6 попытки решения проблемы ТСН-ТСЖ предпринимались за полтора года и другими проектами федеральных законов:

  • № 711634-6, направленный на сохранение самостоятельной    организационно-правовой формы товариществ собственников жилья;
  • № 777831-6, внесенный деп. ГД Г.П.Хованской, деп. ГД С.М.Мироновым;
  • № 663960-6, содержащий поправки деп. ГД П.В.Крашенинникова и накладываемые на них поправки деп. ГД Г.П.Хованской;
  • компромиссный законопроект, который готовил по поручению вице-премьера Правительства РФ Д.Н.Козака Минстрой России с участием Фонда «Институт экономики города».

Обоснование правильных поправок и их отстаивание требовало много сил и времени. В обсуждении поправок законопроекта№ 766233-6 принимали участия Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России, Минюст России.

В итоге обсуждения всех вариантов в Госдуме было решено исправлять недостатки по проблеме ТСН-ТСЖ в законопроекте № 766233-6, за подготовку которого отвечал Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. На голосование 22 января 2016 г. для принятия во втором чтении был вынесен этот законопроект. Этот проект исправляет ряд недостатков. Надеюсь, что когда будет принят законопроект № 766233-6 по всей России можно будет не вносить изменения в уставы ранее созданных ТСЖ, как это требует ГК РФ (п. 2 ст. 12312) и Федеральный закон № 99-ФЗ (ч. 7 ст. 3) поскольку требование к формулировке в уставе будет содержать уже не ГК РФ, а новая редакция ЖК РФ.

Согласно размещенным на сайте АСОЗД таблицам принятых и отклоненных поправок[1] к законопроекту № 766233-6 Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству решил принять 13 поправок, а 8 отклонить. Среди отклоненных и важные, как представляется, поправки деп. ГД Г.П.Хованской, в которых предлагалось все товарищества собственников недвижимости, созданные собственниками помещений в многоквартирных домах до дня вступления в силу поправок (и как ТСЖ по Федеральному закону «О товариществах собственников жилья», и как ТСЖ по ЖК РФ, и как товарищества собственников недвижимости после 1 сентября 2014 г.), признать в силу закона товариществами собственников недвижимости, созданными в виде товариществ собственников жилья и регулировать их деятельность в соответствии с жилищным законодательством. соответствующая поправка синхронно предлагалась и в ст. 12312 ГК РФ.

Но без этой поправки законопроект № 766233-6 не решает проблемы товариществ, которые в соответствии с ч. 5 ст. 3 ФЗ № 99-ФЗ (2014 г.) созданы в многоквартирных домах, как ТСН. Есть случаи отказов им в открытии спецсчетов и в управлении многоквартирными домами. Таким товариществам все же придется вносить изменения в свои уставы, предусмотренные  ч. 2 ст. 135 ЖК РФ. Предложенная законопроектом формулировка «устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников жилья». Это коренное отличие от того, что сегодня требуют действующие ГК РФ (п. 2 ст. 12312) и Федеральный закон № 99-ФЗ (ч. 7 ст. 3). Только после этого они смогут управлять многоквартирными домами, заключать договоры с РСО, банки не будут отказывать открывают спецсчета для формирования фондов капремонта домов, собственники в которых выбрали владельцем счета товарищество.

Для решения проблем существования и легализации созданных еще по украинскому законодательству объединений собственников помещений в многоквартирных домах, функционирующих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, деп. ГД Г.П.Хованской предлагалось их установить срок для приведения их учредительных документов и наименований в соответствие с российским жилищным законодательством. Многие из них во время переходного периода (до 1 января 2015 г.) этого сделать не успели. Соответственно, они не только не урегулировали свой правовой статус в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и потеряли свой старый статус. Этот вопрос завис и как он будет разрешаться не ясно. Скорее всего «ручным управлением» ГЖИ.

В поправках деп. ГД Г.П.Хованской была предпринята попытка придать специальным нормам ЖК РФ более высокую силу, чем общие нормы ГК РФ. Для этого предлагалось дополнить п. 5 ст. 12312 ГК РФ соответствующим положением. Дело в том, что в п. 4 ст. 49 ГК РФ говорится , что гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК РФ. При этом «особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами». Предлагаемая дополнительная норма п. 5 ст. 12312 ГК РФ не является аналогичной норме п. 4 ст. 49 ГК РФ. Положения п. 4 ст. 49 ГК РФ, допуская установление особенностей гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах в ГК РФ и других законах и иных правовых актах, не определяет соотношения норм ГК РФ и норм жилищного законодательства в отношении регулирования правового режима товариществ собственников жилья. То есть ответ на вопрос, что выше: нормы раздела VIЖК РФ или нормы ГК РФ о товариществах собственников недвижимости решается в пользу норм ГК РФ. Это ставит под вопрос многие особенности деятельности ТСЖ, урегулированные жилищным законодательством.

Согласно п. 9 части 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу создания и деятельности товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов. С 1996 г. на основании норм Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" и раздела  VI Жилищного кодекса Российской Федерации создано около 100 тыс. товариществ собственников жилья. Для обеспечения стабильности деятельности товариществ собственников жилья, однородной правоприменительной (в том числе судебной) практики, четкости, ясности, определенности и недвусмысленности правовых норм, четкого соотношения между собой общих и специальных норм,  необходимо было сохранить проектируемую норму п. 5 ст. 12312 ГК РФ. Но в законопроекте № 766233-6, принятом во втором чтении 22 января 2016 г., это не учтено.

Дело усугубляется тем, что при принятии законопроекта № 766233-6 в таком виде, как он принят во втором чтении 22 января 2016 г., то в ст. 291 ГК РФ не будет сохранена формулировка, согласно которой «товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья». Именно на основании этой формулировки в 2004 году при принятии нового ЖК РФ в его составе появился раздел VI «Товарищество собственников жилья».

Но, во-первых, Федеральный закон № 99-ФЗ (п. 4 ст. 3) придал нормам ГК РФ (в редакции этого федерального закона) более высокую силу, подразумевая необходимость последующего «приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации».  А, во-вторых, формулировка п. 2 ст. 291 ГК РФ, содержащая отсылку на нормы закон о товариществах собственников жилья, изменяется. Воспроизводится норма ч. 1 ст. 135 ЖК РФ. Она правильная. Но из ГК РФ исчезает упоминание того, что ТСЖ действуют на основании норм жилищного законодательства. Как будет применяться такая комбинация норм ГК РФ и ЖК РФ в различных судебных делах определенно сказать нельзя.

Законопроект № 766233-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» может решить часть проблем, связанных с созданием и деятельностью товариществ собственников жилья. Но часть проблем остается нерешенными. И это дестабилизирует положение с объединениями собственников помещений в многоквартирных домах, которым и без того нелегко живе



Дизайн :
Яндекс.Метрика