banner 2022

( опубликовано в журнале " Председатель ТСЖ " №2(76)2014)

Значительное количество проверок, осуществляемых государственными органами, которые зачастую дублируют друг друга и тем самым препятствуют нормальной работе жилищного объединения и ущемляют их права - это лишь одна сторона медали. Вторая сторона зачастую более неприглядна. Так, реестры членов товарищества, протоколы общих собраний членов жилищного объединения сведения о доходах от сдачи в аренду и т.д. являются существенными исходными данными для оценки эффективности жилищного объединения и оценки платежной дисциплины в доме. Эффективное жилищное объединение - лакомый кусок для любой коммерческой структуры, а рейдерские захваты успешных жилищных объединений объективная реальность сегодняшнего дня. Использование недобросовестных сотрудников надзорных органов для получения максимального количества сведений о жилищном объединении, заказной характер проверок с целью дестабилизации работы жилищного объединения сегодня тоже нельзя назвать единичными случаями.

Превентивные меры
Умение руководителя жилищного объединения взаимодействовать с надзорными органами во многом определяется знанием Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ» (далее ФЗ-294), претерпевшего 15 изменений со дня его принятия в 2009 г. Закон устанавливает требования к проведению проверок государственными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, по полномочиям должностных лиц, а также по порядку предоставления юридическим лицом информации при проверке.
Многие жилищные объединения сталкивались с проблемой нещадной эксплуатации копировального оборудования для предоставления сведений многочисленным надзорным органам. Но этого можно избежать, сославшись на п. 11 ст. 11 ФЗ-294: «При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля». Внеплановых проверок можно избежать, если они не согласованы с органами прокуратуры. Об этом говориться в п. 5 ч. 2 ст.10 ФЗ №294: «Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» п. 2 ч. 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в ред. Федерального закона № 66-ФЗ от 26.04.2010 г.)».
Снизить риски жилищного объединения при взаимодействии с надзорными органами позволит также изучение Приказа Министерства экономического развития РФ № 141 от 30 апреля 2009 г. «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями) и его приложений. Зная, какие документы вам должны предъявить и как оформляются акты проверок, вы будете более подготовлены к встрече с надзорными органами:
Приложение 1. Распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Приложение 2. Заявление о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Приложение 3. Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Приложение 4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Ведение журнала учета мероприятий по контролю является также требованием ФЗ №294. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица. Предложение проверяющему заполнить журнал самостоятельно в определенной степени позволит деликатно напомнить ему о нормах законодательства, регламентирующих его деятельность

Утверждено Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(Типовая форма)
Журнал
учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля

_______________________________________________________________________________________

(дата начала ведения Журнала)

________________________________________________________________________________________

(полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя)

_________________________________________________________________________________________

(адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица/место жительства (место осуществления деятельности (если не совпадает с местом жительства) индивидуального предпринимателя)

_________________________________________________________________________________________

(государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (для индивидуального предпринимателя); номер реестровой записи и дата включения сведений в реестр субъектов малого или среднего предпринимательства (для субъектов малого и среднего предпринимательства)
Ответственное лицо:_____________________________________

(ФИО (в случае, если имеется), должность лица (лиц), ответственного
за ведение журнала учета проверок)

_________________________________________________________________________________________(ФИО (в случае, если имеется) руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя)

Подпись:
М.П.

Сведения о проводимых проверках


1 Дата начала и окончания проверки
2 Общее время проведения проверки (для субъектов малого и среднего предпринимательства, в часах)
3 Наименование органа государственного контроля (надзора), наименование органа муниципального контроля
4 Дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки
5 Цель, задачи и предмет проверки
6 Вид проверки (плановая или внеплановая):
для плановой проверки – ссылка на ежегодный план проведения проверок;
для внеплановой проверки в отношении субъектов малого или среднего предпринимательства – дата и номер решения прокурора о согласовании проведения проверки
7 Дата и номер акта, составленного по результатам проверки, дата его вручения представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю
8 Выявленные нарушения обязательных требований (указываются содержание выявленного нарушения со ссылкой на положение нормативного правового акта, которым установлено нарушенное требование, допустившее его лицо)
9 Дата, номер и содержание выданного предписания об устранении выявленных нарушений
10 Фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должность должностного лица (должностных лиц), проводящего(их) проверку
11 Фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должности экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению проверки
12 Подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку

Крайние меры
Проверяющий орган, его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (могут быть привлечены к ответственности по ГПК РФ ст. 254, ст. 255, а в более серьезных случаях можно рассматривать ст. 169 Уголовного кодекса РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»).
Стоит прислушаться и к Памятке руководителю управляющей организации подготовленной одной из юридических фирм:
1. Никогда не отказывайтесь от ознакомления и подписания процессуальных документов (протоколов, постановлений), составленных или вынесенных в отношении вас.
2. При этом при подписании вами протокола об административном правонарушении: обязательно выразите письменное несогласие с ним, без указанияконкретных причин (фраза, добавленная к подписи: «Не согласен, нуждаюсь в юридической помощи, не позволит принять постановление на месте, без рассмотрения правонарушения вышестоящим органом с вашим участием»).
3. Не давайте никаких объяснений в ходе проверки, вежливо ссылаясь на недостаточное знание законов. Помните, что «Все, что вы скажете, может быть использовано против вас в суде». Бремя доказывания вашей вины лежит на административном органе (ч. 3.ст. 1.5. КоАП РФ), поэтому будьте предельно
внимательны, доводя до него ту или иную информацию или предоставляя доказательства.
4. При рассмотрении дела обязательно ведите аудиозапись (ст. 24.3 КоАП РФ) и заявляйте ходатайства о вызове свидетелей (ст. 25.6 КоАП РФ) и экспертов (ст. 25.9.КоАП РФ), по возможности в присутствии представителя юриста, с заранее оформленными полномочиями.
5. Помните, что постановление об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток с момента вручения или получения вами копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ), поэтому в некоторых случаях, что бы выиграть
время, целесообразно согласиться получить постановление по почте, а не лично в руки сразу после рассмотрения дела.

Из судебной практики
Мосжилинспекцией на основании поручения Прокуратуры была проведена внеплановая, выездная проверка ТСЖ «На прудах-1». По результатам проверки в акте были перечислены выявленные нарушения: несоответствие устава товарищества собственников жилья «На прудах-1» требованиям законодательства, а именно несоответствие положений Главы 3, 5, 8, 9, 12 Устава (ст.ст.143, 146, 148, 151 ЖК РФ), нарушение требований Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в жилых домах со всеми удобствами, с лифтом, без мусоропровода. Нарушение требований Правил начисления за вывоз ТБО, освещение мест общего пользования, домофон (Постановление Правительства Москвы №571-1111 от 29.11.2011 г. «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 г.»), непредставление копий реестра членов ТСЖ «На прудах-1», соответствующего требованиям законодательства (ст.143 ЖК РФ).
С целью исполнения выданного Мосжилинспекцией предписания по итогам проверки ТСЖ «На прудах-1» направило в Мосжилинспекцию обращение о предоставлении информации о том, какие нормы действующего законодательства нарушают главы 3, 5, 8, 9, 12 Устава ТСЖ «На прудах-1» и в чем состоит их несоответствие ст.ст. 143, 146, 148, 1151 ЖК РФ, делает ли это несоответствие недействительным Устав ТСЖ «На прудах-1», в чем состоит нарушение требований Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в жилых домах со всеми удобствами, с лифтом, без мусоропровода, что такое Правила начисления за вывоз ТБО, освещение мест общего пользования, домофон, каким нормативным (ненормативным) актом они утверждены, в чем состоит несоответствие копии реестра членов ТСЖ «На прудах-1» действующему законодательству, каким нормативным документом утверждена эта форма.
Мосжилинспекция предоставила ответ. Однако ответ не соответствовал существу и содержанию обращения ТСЖ «На прудах-1». ТСЖ обратилось с заявлением в арбитражный суд (ст. 198 АПК РФ). В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Довод ответчика о том, что в соответствии со ст. 22 ГПК дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции был признан судом несостоятельным, поскольку товарищество собственников жилья «На прудах-1» является хозяйствующим субъектом, ведет экономическую деятельность, следовательно, в соответствии со ст. 4 АПК РФ и ст.11 ГК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Суд первой инстанции и суд аппеляционной инстанции удовлетворил требования ТСЖ (Постановление Девятого арбитражного аппеляционного суда № 09АП-37656/2013 от 16.01.2014 г. по делу № А40-77814/13).

Сауле БЕРКИМБАЕВА

Дизайн :

Яндекс.Метрика