(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №3 2011)

21 февраля в Совете Федерации состоялось расширенное заседание совета при председателе Совета Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему: «Проблемы законодательного обеспечения работы ТСЖ, управляющих компаний и других участников рынка управления жилой недвижимостью».

Основные проблемы были фактически полностью отражены во вступительном слове председателя СФ Сергея Миронова, в том числе было сказано и о существовании барьеров на пути развития жилищного самоуправления. Он процитировал слова Президента РФ Дмитрия Медведева о том, что «законопроект сложный, большой, но и, безусловно, важный. И от того, как мы все поучаствуем, будет зависеть его качество».

Сергей Миронов предложил законодательно обеспечить для ТСЖ бесплатное межевание земли и передачу нежилых помещений в состав общего имущества, запретить застройщикам создавать «карманные» ТСЖ, сделать процедуру расторжения договора с управляющей компанией более простой и прозрачной, а также радикально усилить ответственность должностных и юридических лиц за нарушение жилищного законодательства.

«В лице саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ мы рискуем получить новую административную надстройку, которая будет регулировать рынок в интересах узкого круга участников. Дополнительные же расходы бизнеса, связанные с компенсационными взносами, лягут на плечи потребителя. Уже подсчитано, что принудительный переход к саморегулированию выльется в повышение тарифов на услуги ЖКХ от 13 до 20 процентов. Уверен, что этот процесс должен быть постепенным и пока добровольным», - подчеркнул Сергей Миронов.

Основные доклады, если исключить отчетные выступления генерального директора «Фонда содействия реформированию ЖКХ», первого заместителя руководителя департамента ЖКХиБ г. Москвы и весьма расплывчатое выступление исполняющего обязанности директора департамента ЖКХ Министерства регионального развития, свелись к обсуждению преимуществ или недостатков того или иного способа управления. Остановлюсь лишь на самых ярких выступлениях.

Сторонник внедрения коммерческих структур в сфере управления многоквартирными домами депутат Государственной думы, председатель Комитета ГД по собственности господин Плескачевский поведал присутствующим «страшилку» из опыта некоего высокопоставленного господина. Его родственнице «директор ТСЖ» (так было сказано) в ответ на ее любопытство о расходах на содержание общего имущества сказал, что она может получить по голове. Вот только кого имел в виду господин Плескачевский - директора обслуживающей компании или председателя правления ТСЖ - в зале не выясняли. Господин Плескачевский уверял собравшихся членов совета и экспертов в том, что некоммерческая форма управления «не дееспособна, не ответственна, да еще и преступна изначально». Правда, тут же признал, что в ходе двухгодичного спора с редакцией журнала «Председатель ТСЖ» он, на конкретных примерах, видел эффективную реализацию данного способа управления. В результате констатировал: «некоммерческий способ управления основан на добросовестности выборных лиц». Дальнейшее выступление господина Плескачевского было также противоречиво. Он вспоминал «швондеров», пришедших к управлению МКД после революции, «ТСЖ, по существу кооперативы», появившиеся во времена НЭПа, то вдруг высказался в поддержку самоуправления, вспомнив тот факт, что Сталин аж до 1937 года «не мог ликвидировать систему, построенную на самоуправлении граждан»…

И только после того, как его время выступления стало истекать, вернулся к существу рассматриваемых в Госдуме поправок в Жилищный кодекс. Ключевым моментом в повышении ответственности управляющих компаний Плескачевский видит в повсеместном и обязательном вхождении коммерческих структур в СРО.

Однако по данному поводу многих заставило задуматься выступление заведующего кафедрой Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для специалистов инвестиционной сферы Сергея Филимонова. Он констатировал, что на сегодняшний день согласно двадцати двум пунктам, являющимся основаниями для банкротства, все существующие управляющие компании, по существу, являются банкротами. «Зачем мы будем создавать СРО банкротов?» - задал вопрос залу Филимонов. Далее он разъяснил, что в случае обязательного членства управляющих компаний в СРО, источником формирования компенсационных фондов будут исключительно платежи населения, предназначенные для ремонта и технического обслуживания и без того ветхого жилого фонда. Сергей Филимонов настаивал на необходимости дать возможность вновь образующимся управляющим компаниям встать на ноги. Такая позиция представителя научного сообщества вызвала аплодисменты в зале и негативную реакцию сторонников СРО. Присутствовавшие в зале сенаторы пресекли спор, разгоревшийся между докладчиком и представителем президиума. Докладчику дали возможность изложить свои аргументы.

В ходе выступления Филимонова была затронута и проблема домов с непосредственным способом управления. Многие проблемы, которые сегодня ведут к банкротству управляющих компаний, отсутствуют при непосредственном способе управления. Филимонов выразил свое недоумение по поводу стремления многих высокопоставленных чинов ликвидировать данный способ управления, несмотря на то, что 34 процента многоквартирных домов выбрали непосредственное управление.

Надо отдать должное организаторам мероприятия. Впервые на моей памяти треть времени, отведенного для докладчиков, была отдана представителям ТСЖ. Каждый из выступавших поделился своим опытом, зафиксировал свои предложения в резолюции, а также в той или иной мере затронул вопрос об отсутствии надлежащей информационной работы с населением по разъяснению основных положений жилищного законодательства. Оно и понятно. Чем ближе к «земле», тем острее ощущаются прорехи в государственной политике. Из остальных докладчиков об этом обмолвился лишь первый заместитель председателя жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Владимир Гайдей.

В отношении к СРО мнение выступавших председателей однозначно и четко выразилось в докладе председателя постоянной депутатской комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальной реформе муниципального образования г. Новомосковска Тульской области, проректора Новомосковского института повышения квалификации, председателя правления ТСЖ № 1 «Наш дом» Талята Абдуллаева. Он сказал: «Сегодня саморегулирование является одним из способов формирования и продвижения узко корпоративных интересов, причем интересов одних субъектов рыночных отношений за счет других, менее финансово-состоятельных и в силу этого - менее влиятельных».

В конце мероприятия не успевшие выступить председатели ТСЖ затребовали свободный микрофон. В усеченном формате, но все же такая возможность им была предоставлена. Основным лейтмотивом выступлений был вопрос о капитальном ремонте. Сенаторам и членам совета напомнили слова премьер-министра: «Прежде чем людям отдавать в ТСЖ жилье, муниципальные и региональные власти должны сделать все для того, чтобы передать это жилье в надлежащем состоянии. Нельзя сбрасывать им хлам в надежде на то, что они последние штаны продадут, и будут ремонтировать дом».

В отстаивании прав собственников жилья в своих домах председатели ТСЖ вынуждены тщательнейшим образом конспектировать высказывания первых лиц государства…

Сауле БЕРКИМБАЕВА

Дизайн :
Яндекс.Метрика