(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ»  №5   2011)

 На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель руководителя ГУ «Инженерная служба района Лианозово» - начальник ЕИРЦ Валерий Петрович Храпов. В 1979 году окончил Свердловский институт народного хозяйства. В 1993 году разработал принцип работы и внедрил первый в России ЕИРЦ в городе Кисловодске, что в тот период спасло ЖКХ города от полного развала. Впоследствии работал заместителем директора предприятия ЖКХ города Зеленокумска. С 1999 года в Москве, в 2002-м назначен начальником ЕИРЦ района Лианозово.

- Валерий Петрович, сегодня в сфере жилищных и коммунальных отношений ситуация меняется очень динамично. Насколько структура и принципы работы инженерных служб районов Москвы соответствуют вновь возникающим задачам?

- Основная работа с населением по начислению и сбору платежей за ЖКУ ведется в районных расчетных центрах, которые структурно входят в инженерные службы районов. Все районные центры объединены в окружном центре. Это довольно работоспособная структура. Но, как я считаю, им должно быть предоставлено больше самостоятельности. Как это сделано в Московской области. На чем основывается эта самостоятельность? У них 3 процента от сборов идут на текущую деятельность, т.е. собрали 30 миллионов -
1 миллион остается на содержание центра (хозяйственную деятельность). Естественно, что этих трех процентов недостаточно. Содержание ЕИРЦ обходится недешево. Сложность состоит в необходимости каждые три года менять оборудование. Технически мы оснащены очень хорошо, у нас 50-60 компьютеров, ксероксы, принтеры, оптико-волоконная связь, единый программный продукт и информационная база на 40 тысяч объектов жилого фонда Москвы и т.д.

Структура нашего центра - это абонентский отдел и паспортный стол. Так как круг решаемых вопросов очень большой, то абонентский отдел пришлось разделить. Кроме непосредственно приема граждан и осуществления расчетов, перерасчетов и различных начислений, здесь и работа с неплательщиками. У нас там работает шесть человек. Сейчас суммарная задолженность составляет 38 миллионов рублей при 60 миллионах начислений ежемесячно. Эта сумма достаточно небольшая в сравнении с другими районами Москвы. Девять лет назад эта цифра доходила до 186 процентов от ежемесячных начислений.

Сбор платежей зависит от многих факторов. Во-первых, это структура населения, категория и состояние жилого фонда - старый или новый, уровень миграции населения. Во-вторых, удобство оплаты коммунальных услуг. Должна быть развита сеть филиалов банка по приему коммунальных платежей, чтобы не было очередей. Терминалы хорошо, но встречаются и негативные моменты. Бывали случаи, когда там деньги пропадают, платежи вовремя не поступают, жители предъявляют претензии - вы должны разобраться. Хотя, в данной ситуации, плательщик берет на себя ответственность за прохождение этих платежей.

- Хотелось бы узнать подробнее о работе с должниками.

- Должники - это те граждане, которые не оплачивают коммунальные услуги до шести месяцев. Свыше шести месяцев - неплательщики.

Отдел по работе с должниками не предусмотрен штатной структурой, мы его выделили из абонентского отдела. Но создать рабочие места - полдела. Важно было вырастить специалистов и отработать определенную технологию воздействия на неплательщиков. Стали работать, появились первые результаты. И нынешнее состояние по неплатежам отличается от предыдущего, как небо и земля. Теперь я с уверенностью могу сказать, что в отделе работают настоящие специалисты. Они знают, что делать, как делать, выстроена четкая схема действий на каждый день, каждый месяц, полгода, год.

- Законодательная база достаточна для эффективной работы?

- Очень слабая. По закону мы не имеем никаких прав. Единственное, если должник не платит в течение 6 месяцев, то после этого срока, согласно Жилищному кодексу, мы имеем право на него воздействовать и принимать меры к выселению, как исключительной мере. Но чтобы выселить человека, который является нанимателем, не собственником, нужно примерно 2-3 года кропотливой напряженной работы с этим должником и различными государственными органами.

Моя мечта - создать программное обеспечение для работы с должниками. У меня уже отработано 60 процентов технического задания по этой программе. Сложный этап - найти инвесторов. Кто вложится в этот проект, окупит все за 2 года, причем с лихвой. Данный продукт сможет систематизировать работу с должниками и неплательщиками, облегчить труд специалистов ЖКХ, юристов, приставов, судей.

- Программа - большое подспорье. Но главное - реальная, живая работа с людьми, не правда ли?

- Естественно, это огромный и тяжелый труд. Работа с должником начинается с первичных действий - должнику звонят по телефону, посылают единый платежный документ по задолженности. Дальше - уведомление, затем предупреждение.

Нам удалось отработать эффективную методику работы с должниками. Мы создали 5 комиссий, которые разбираются поэтапно, на разных уровнях. На первичной комиссии мы выясняем, какие причины возникновения долга, какая необходима помощь. Здесь же пытаемся совместно найти выход из сложившейся ситуации. Что мы можем решить? Первое - мы разбираемся в расчетах, насколько они верны, а затем ищем пути минимизации платежей. Второе - проводим юридическую консультацию по вопросам ЖКХ. Следующее - если ему полагается субсидия, то помогаем решить этот вопрос. Четвертое - установка приборов учета. Некоторым помогаем установить приборы учета на льготных условиях или в рассрочку. Дальше, если есть возможность и должник готов, мы помогаем ему трудоустроиться. Все это первичная комиссия.

Функции второй комиссии такие же, как и первой, только ее заседания, для удобства жителей, мы проводим с выездом в район улицы Псковская. Это не так далеко, но людям затруднительно сюда добираться. Там проживают в основном строители и одинокие женщины, у которых трудное материальное положение, зачастую работу найти не могут. Отсюда и задолженность.

Три остальные комиссии тоже очень важны. Есть вопросы, которые необходимо решать очень долго, разбираться, анализировать, встречаться с матерью, отцом, потом с детьми и т.д. Вот яркий пример. Семья из 15 человек, живут в трехкомнатной квартире, долг составляет 323 тысячи рублей. С первым мужем женщина развелась, он зарегистрирован там же. С другим заключила фиктивный брак, чтобы получить деньги, а ему предоставить регистрацию. Там он не живет, но числится. У одной дочери - четверо детей, у второй дочери - трое детей. Одна работает кассиром, другая в магазине, сын пьет. Вот как решить эту проблему? Есть решение, есть выход из этой ситуации, но на нашем уровне мы не можем решить. Но пытаемся. С такими категориями на этой комиссии мы разбираемся.

Следующая комиссия - социальная. Мы выслушали все обоснования неплательщиков и систематизировали их. Получилось два листочка мелким шрифтом, их разбили на 7 категорий: фактор работы у членов семьи, по состоянию здоровья, тяжелое материальное положение, неблагополучные семьи, социально-неадаптированные слои населения, дети, прочие.

Теперь каждый вторник проходит заседание одной из комиссий. И если возникает какая-то проблема, мы видим, в каком направлении лежит ее решение. У нас есть положение о социальной комиссии, утвержденное главой управы. Туда включены все наши структуры: ДЕЗ, ГУ «ИС района Лианозово», представители муниципалитета, Пенсионного фонда, Центра социального обеспечения, районной управы, психоневрологического диспансера, районной поликлиники. Очень часто люди сами не знают, как решить свои проблемы, куда пойти, в какие двери постучаться. Мы разработали два документа. Первый - «Поручение должнику» - на основании выводов и рекомендаций предыдущих комиссий указывал, куда должнику нужно пойти, в каких кабинетах и какие вопросы решить, к кому обратиться. Следующий документ - «Прошение» - в организацию с просьбой оказать должнику посильную помощь. Эти два документа исполнены за подписью заместителя главы управы по вопросам ЖКХ. Должник с этими документами идет - и соответствующие службы и организации решают вопросы.

Пятая комиссия - это комиссия, которая решает дальнейшую судьбу должника.

- Вот так запросто на заседании своей комиссии решаете судьбу человека?

- Естественно, решение принимает суд. А все предложения исходят от нашей комиссии.

Раньше такие решения принимал руководитель ГУ ИС. Но потом нас поправили: а на каком основании, какие у вас есть полномочия? У вас их нет. И мы создали районную комиссию, что тоже было не так просто. Комиссия проходит в управе под председательством заместителя главы управы по ЖКХ и благоустройству. И там уже решают самый главный вопрос: выселение или нет. После принятия решения мы готовим документы в Департамент жилищной политики и жилищного фонда. Он, в свою очередь, также принимает решение, и уже от своего имени подает документы в суд, который выносит окончательное решение.

- И куда выселяют должников?

- Это как раз один из проблемных вопросов: необходим соответствующий жилой фонд. У нас была выделена квартира, правда, очень долго ее ремонтировали. Потом двоих братьев Солдатовых переселили из двухкомнатной квартиры в отремонтированную комнату площадью 12 квадратных метров. Принадлежавшую им квартиру они оставили просто в ужасном состоянии. После ремонта ее предоставили очередникам через Департамент жилищной политики и ЖФ по СВАО. И здесь даже не столько вопрос наказания этих должников, сколько соблюдение социальной справедливости. Очередники, получившие квартиру, довольны, будут ее холить, лелеять и своевременно оплачивать коммунальные услуги. А переселенные на меньшую площадь со временем и ее приведут в ужасное состояние.

- Но вы ведь не всех выселяете. Суды наверняка принимают решения и по взысканию задолженности. Как в этом направлении ведется работа?

- Когда суд выносит решение о взыскании долга, то и здесь возникает проблема: зачастую неплательщики его просто выбрасывают или вовсе не реагируют. Исполнительская дисциплина в данном вопросе очень низкая. Подобных решений уже достаточно много. Досудебная работа проводится колоссальная, а взыскиваются средства не в том объеме, в котором необходимо. Для эффективной работы приставов им оказывается вся необходимая помощь: работа нашего юриста по консультированию и подготовке документов в суд, выделяется автотранспорт.

- А как вы работаете с теми, кто не платит более трех лет, и уже истек срок исковой давности для предъявления им требований через суд?

- Нужно заметить, что срок исковой давности три года применим только для тех лиц, которым в течение этого периода не предъявлялись требования по уплате долга.

По задолженности наших должников мы условно разделили на категории. С каждой категорией - свои методы работы. Задолженность от
2 до 6 месяцев - идет плотная работа, которая, как правило, приносит плоды. Потом идет категория от 7 месяцев до года. Далее от одного года до 2-3 лет. С просроченной задолженностью у нас всего 30-40 человек, их число все время колеблется. Основная работа с ними - убеждение, ссылка на законодательст-
во, поиск путей разрешения вопросов, которые способствуют снятию проблемы неплатежей. Только после того, как будет выполнен полный комплекс работ, и когда видим, что ничего уже нельзя сделать, только после всего этого подаем документы на выселение.

Проблемы разные, в каждой квартире свои особенности. Вот такой пример: Вася - безработный, жена - бывшая учительница, интеллигентная женщина. Она говорит, что долг погасит, и готова оплачивать ежемесячно текущие платежи, если Вася отдаст ей часть доли своей собственности. Законным путем юристы, риэлторы, нотариусы убедили Васю, через нотариуса все оформили. Он отписал ей 25 процентов своей доли и таким способом мы ликвидировали задолженность.

- Как же вы сегодня обходитесь без специальной программы, которую мечтаете создать?

- Все выполняется вручную. Мы создали картотеку должников, разработали три варианта карточки должника. По результатам работы комиссии, приема граждан, встречи со старшими по домам и подъездам, участковыми всю полученную информацию заносим в карточку должника вручную. Был бы соответствующий программный продукт, контроль был бы по всем направлениям, была бы хорошая аналитика, позволяющая оперативно принимать решения. Я считаю, что информационная деятельность - одна из важных составляющих успешной работы с должниками. Есть у нас соответствующие стенды, на деньги спонсоров издаем газету. В газете, как одно из направлений, отражается работа с должниками. Ежемесячно проводятся семинары со старшими по домам и подъездам, с жителями района Лианозово.

- Представляю, какие стальные нервы должны быть у человека, работающего с должниками. Одних жалко, хочется им действительно помочь. С другими - даже общаться нет желания.

- Я считаю, что при ЕИРЦ должен быть психолог для работы с неадекватными личностями, которые встречаются довольно часто. Ежедневно центр посещают около 500 человек. И надо иметь знания и опыт, чтобы выбрать подходящее время и задать необходимую тональность для общения. Психолог был бы незаменим и для наших работников, да и для обычных жителей, которые приходят со своими проблемами.

Естественно, при работе с должниками стараемся входить в их положение. Допустим, он был безработным, приходит и говорит, что все - устроился на работу. Тогда мы даем ему отсрочку по платежам, предоставляем возможность погашать долг в соответствии с заработной платой. Должник заполняет обязательство, и мы отслеживаем его выполнение.

Все это - составная часть большого пласта социальной работы. В муниципалитете должна быть соответствующая комиссия, в которую входили бы 1-2 человека. Они могли бы помогать жителям получить инвалидность, встать на учет на биржу труда, оформить субсидию, встать на очередь по улучшению жилищных условий, чтобы впоследствии дети могли получить квартиру. Если бы такая комиссия работала, многих проблем с неплательщиками вовсе не возникало бы.

Беседовал Иван МУЧАК

Дизайн :
Яндекс.Метрика