Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №1 (111) за 2017 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Дом и двор

Новая «фишка» Минстроя

«Современный горожанин воспринимает всю территорию города, как общественное пространство и ожидает от него безопасности, комфорта, функциональности и эстетики… Сегодня горожанину важно, как обеспечено освещение улиц, обустроены тротуары и общественные пространства, его интересует качество уборки улиц, своевременная и безопасная утилизация коммунальных отходов и многое другое. Вместе с тем, понятных требований к организации современного городского пространства, в том числе, предполагающих вовлечение в этот процесс самих граждан, а также программы их достижения в настоящее время в России не существует» - с этих хороших слов начинался паспорт  приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда», подготовленного этой осенью Минстроем с помощью НП «ЖКХ-Развитие».   

Позже он был разбит на два проекта:

- «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» (сроки 15.10.2016 – 10.02.2021, финансирование 40 млрд. руб.)

- «Формирование комфортной городской среды»

(сроки 17.11.2016 – 10.02.2021, финансирование 50 млрд. руб.).

21 ноября  2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию при Президенте РФ оба проекта были утверждены. Правда, не без замечаний.

Это новая «фишка» Минстроя, первый шаг к реализации «Стратегии-2020».   На 2017 г. уже выделено 20 млрд. руб. из федерального бюджета, к ним должны добавиться ещё региональные и муниципальные «довески». Плюс участие самих горожан, ради которых всё это затевается – либо деньгами, либо руками, т.е. непосредственным участием. Например, в субботнике по озеленению двора – почему нет?

Замглавы Минстроя  Андрей Чибис:

«Дворы – это точка вовлечения горожан в судьбу своего дома. Приоритет будет отдаваться тем дворам (и это будет закреплено в Постановлении Правительства и методологии распределения денег между муниципалитетами), где люди смогут выразить свою волю. И готовность самим участвовать в благоустройстве своего двора. Либо рублём, либо трудовым участием… Мы предложим людям этакий конструктор-аналог «ЛЕГО», чтобы можно было из типового перечня выбрать то, что им больше подходит. Например, минимум благоустройства - в виде асфальтового покрытия и освещения - требует вот такого участия,  хотите дорогую детскую площадку – сделайте ещё что-нибудь сами…»

Заманчиво?

«Будет людям счастье, счастье на века…»

Проект по ЖКХ сводится к обещаниям, во-первых, снизить аварийность коммунальных сетей на 30% - главным образом, за счёт различных мер  стимулирования муниципалитетов к сдаче объектов коммунальной инфраструктуры в концессию. И частичного субсидирования процентной ставки по кредитам, выданным банками на их модернизацию - дабы стимулировать к этому концессионеров.

Во-вторых, будет повышено качество и доступность услуг ЖКХ (а насколько, непонятно, тут никакой «оцифровки» нет)  за счёт повсеместного внедрения ГИС ЖКХ и федеральных стандартов качества управления МКД. Примеры стандартов: максимально допустимое время реагирования управдома на заявки потребителей, наличие офиса УО в шаговой доступности, униформа персонала и т.д. Будет создана система оценки качества услуг ЖКХ, и на её основе регионам будет присвоен соответствующий рейтинг.

Всё это в конечном итоге должно повысить степень удовлетворённости граждан услугами ЖКХ до 80%. Кто оценит итоги? Конечно, ВЦИОМ.

Судя по всему, перед нами - очередная чиновная «имитация бурной деятельности», призванная в очередной раз осчастливить россиян. Для иллюстрации приведем выдержку из паспорта проекта – по поводу ожидаемого эффекта от внедрения ГИС ЖКХ:

«За счет того, что ключевая для потребителя информация о стоимости жилищно-коммунальных услуг, их объеме, задолженности станет открытой и доступной, и за ее неразмещение или недостоверные сведения установлена административная ответственность, тем самым будут созданы гарантии защиты прав потребителя от злоупотреблений со стороны лиц, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в том числе от выставления потребителю необоснованной стоимости услуг, нарушения порядка расчета (завышение стоимости) такой стоимости, выставления необоснованных и непонятных для потребителя сумм задолженности за такие услуги…»

- можно ли верить этому обещанию?!  Разве раскрытие информации на сайте reformagkh.ru  реально дало кому-нибудь «гарантию  защиты прав потребителя от злоупотреблений»? Почему же размещение аналогичной информации на сайте ГИС ЖКХ  такие гарантии даст?

Ведь «корень зла», обеспечивающий «непрозрачность» жилищных услуг, кроется в другом:   размер платы за жилое помещение для жителей конкретного МКД должен быть обоснован, т.е. рассчитан на основе сметы работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества этого дома на год. А использовать вместо этого т.н «муниципальный тариф»  - это всё равно, что ставить диагноз пациенту на основе средней температуры по больнице: Манька мечется в жару, а Ванька уже остыл. Но! Действующее законодательство от УО таких смет  не требует, и тем самым даёт «оперативный простор» для, мягко говоря, манипулирования финансами, а грубо выражаясь, для воровства.

В результате коммерческие УО годовых смет на МКД не делают, а если и делают, то собственникам не предоставляют. Не говоря уж о её публичном раскрытии на сайте reformagkh.ru. А вот ТСЖ, ЖСК, ЖК – те, что на самоуправлении - годовые сметы утверждают на общем собрании. И там всё «прозрачно».

С коммунальными услугами - аналогичная ситуация: для широкой публики структура затрат РСО, на основе которых формируется тариф - «тайна за семью печатями». И смена сайта reformagkh.ru на сайт dom.gosuslugi.ru мало что тут изменит, разве что придаст проблеме больший масштаб и сделает её более наглядной.

В общем, этот проект нас, «нечиновных» граждан, разумеется, коснётся, но хоть как-то повлиять на к.п.д. (т.е. на эффективность расходования выделенных миллиардов) мы не сможем, тут нам отведена исключительно пассивная роль. Эти деньги «распилят» без нас. 

Бордюрный камень - «камень преткновения»?

Другое дело – проект по благоустройству, он гораздо интереснее, ибо тут обойтись без «простых смертных» чиновникам будет куда труднее. Можно сказать: невозможно – см. цитату в начале статьи.

Понятно, что «общественный интерес» должен фокусировать в себе множество частных интересов - если не всех, то хотя бы большинства жителей города, района, двора. Но понимать его можно по-разному.  К примеру, может оказаться, что горожанам нужны парковки (или озеленение дворов и бульваров), а мэр считает, что сначала надо поменять бордюры. Или плитку. Да и в среде горожан может возникнуть противостояние, например, «парковщики» против «озеленителей».

И если люди не умеют договариваться -  разные понимания «общественного интереса» легко могут вылиться в «конфликт интересов». Разве мало тому примеров?

Диалог «вертикали» с «горизонталью»

Кроме морально-психологического, тут есть и весьма серьёзный правовой аспект. Во-первых, 131-й закон относит благоустройство и озеленение к вопросам местного значения. Но деньги на это пойдут не из местного бюджета. А «сверху вниз»: из федерального центра в регионы, те добавят свою долю и раздадут «пайки» по муниципалитетам. Те, в свою очередь, начнут делить средства между микрорайонами и дворами (как? Бог весть), после чего подготовят отдельные проекты благоустройства и выставят их на конкурс. Как минимум, без публичных слушаний - по тому же 131-му закону  - тут не обойтись, придётся приглашать народ и выслушивать всё, что он скажет.

Во вторых, вспомним (кто забыл), что значительная часть благоустраиваемых пространств – это придомовые земельные участки, которые ЖК РФ в 2005 г.  передал собственникам помещений в МКД - на праве общей долевой собственности. Правда, это право для большинства россиян существует только «на бумаге»: участок перейдёт в их собственность лишь после того, как публичная власть его сформирует и поставит на кадастровый учёт. Но чиновники делать это не торопятся: земля в России всегда была главным источником власти и богатства, кто ж «за просто так» его отдаст?! К тому же у них есть 100%-ая «отмазка»: в местных бюджетах денег на новое «кадастрирование» нет (и не предвидится), а переоформить старые земельные планы нынешнее «лукавое» законодательство не позволяет, все участки формировать надо заново. Как будто российские МКД - это «самострои».

Так что налицо коллизия - между распределением денег строго по «властной вертикали» и необходимостью учесть коллективное мнение сугубо «горизонтальных» жителей. При том, что большая часть благоустраиваемых территорий имеют довольно-таки двусмысленный правовой статус (в чём-то сходный со статусом Южных Курил), а многие из тех, кто придёт на публичные слушания – не просто горожане, а либо потенциальные, либо даже реальные собственники этих территорий: в последние годы власти Москвы начали «кадастрирование» придомовых участков и кое-что уже сделали в этом направлении. А некоторые ТСЖ, ЖСК, ЖК оформили участки в собственность за свой счёт, не дожидаясь «милости свыше».

«Свет и тени» благоустройства

Так что в нынешних российских реалиях благоустройство – это «палка о двух концах»: может  улучшить жизнь города, а может создать серьёзную социальную «напряжёнку». И многие это понимают. Эта тема отчётливо прозвучала, к примеру, на IV Национальном жилищном конгрессе ЖКХ, прошедшем 2 декабря в московской гостинице «Рэдисон-Славянская». Под лозунгом «ЖКХ и городская среда – национальный проект развития».

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству и местному самоуправлению Дмитрий Азаров (фото):
«Люди обязательно должны участвовать в том, чтобы ямы и ухабы в их дворах заделывались! Надо к этому делу подключить ТОСы и Советы МКД. Более того, я бы предложил не выделять средств там, где нет общественной экспертизы и не обеспечен общественный контроль! Иначе мы средства потратим неэффективно и успеха не достигнем, вместо положительного эффекта получим обиду людей. Я был во многих – весьма благоустроенных - городах, разговаривал с людьми и слышал от них: да нам не это надо, если бы вы посоветовались с нами, было бы сделано то-то и то-то…»

Особо ценно мнение людей, уже прошедших этим путём:

Советник Президента Татарстана Наталия Фишман (фото):

«За 2 года мы в Татарстане, создав региональную программу и объявив 2015 год «годом парков и скверов», благоустроили 183 общественных пространства: 21 набережную и 162 парка… На 2017 г. мы закладываем в свои планы уже более сложные пространства: улицы, бульвары и площади - с большим количеством ограничений со стороны бизнеса, дорожных служб и т.д., которые накладываются на их благоустройство… Но в каждом муниципальном образовании мы не приступаем к благоустройству прежде, чем соберем жителей и подробно обсудим с ними проект. Мы приглашаем людей, сажаем их перед картой территории: договоритесь, пожалуйста, где будет детские площадки, где место для выгула собак, где беседки, фонтан и т.д. Где вы хотите видеть сцену, а где общественный туалет? Это помогает избежать очень серьёзных конфликтов. Когда мы подступились к развитию общественных пространств, которые каждый человек по идее считает своими, не спросив людей – мы начали совершать ошибки. И быстро поняли, что мы хотели бы тратить деньги на позитив и делать людей счастливыми – а получаем колоссальную негативную реакцию… Причём, правильное вовлечение людей в этот процесс – это методология, которой  стоит разработать, а разработав - следовать. Если это выполнить правильно – будет большой положительный эффект, если пренебречь –  люди уйдут разочарованными. И возможно, надолго…»

Сами управимся?

20 декабря в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция «Эволюция общественных пространств. Новые тенденции в развитии городской среды»,  во многом посвящённой презентации того же проекта. Ваш корреспондент задал на ней руководителям Минстроя вопрос: не собирается ли  министерство что-то сделать для того, чтобы продекларированное ЖК РФ общее имущество: чердаки, подвалы, дворы с элементами озеленения и благоустройства и т.д. – реально стало общедолевой собственностью жителей МКД? Ведь если: а) вернуть людям подвал, приносящий доход в виде арендной платы, но некогда отобранный у них властями, б) реально отдать им двор в общедолевую собственность – собственники сами решат, где во дворе быть парковкам, а где клумбам, и сами профинансируют и проведут его благоустройство, не напрягая ни муниципалитет, ни бюджеты всех уровней. На это сейчас способны не все, но многие. По крайней мере, большинство успешных ТСЖ, ЖСК, ЖК.  А власть пусть за бюджетные деньги обустраивает площади и скверы,  там «фронта работ» хватит на несколько поколений чиновников.

Министр Михаил Мень (фото):

«В том-то и суть, что люди должны сами определиться, сколько им рядом с домом нужно травы, а сколько асфальта для парковок. Ведь слишком часто именно это - главная коллизия во дворе. А любое административное решение может привести к не совсем позитивным последствиям… Здесь просматривается аналогия с капитальным ремонтом. Нам некоторые эксперты говорили: зачем вы вводите регионального оператора и «общий котёл»? Ведь во всём мире собственники аккумулируют деньги на своём спецсчёте, и за счёт этих средств и приводят в порядок своё общее имущество. Но нам важно было запустить процесс, и если вначале у нас было порядка 10% домов со спецсчетами, то сейчас уже около 17%. Так что процесс идёт – перманентно и поэтапно…»

Замминистра - Главный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис (фото):

«Действительно, проблема возврата общедолевого имущества существует и наши жилищные инспектора всячески защищают собственников, когда идут споры о том, кому принадлежит чердак или подвал. Мы всегда занимаем позицию защиты прав собственников. И наша активная позиция побудила многие муниципалитеты отказаться от собственности, которая раньше была у них в казне и запустить программы передачи этого имущества в руки жильцов. Например, такая программа реализуется в г.Москве…                      Что касается оформления земельных участков – да, вы правы, сейчас за собственниками оформлен только незначительный процент территории вокруг домов. И вы правы, что - в идеале и впоследствии – за этими территориями должны следить собственники сами. Так наша задача как раз и состоит в том, чтобы запустить этот процесс, чтобы люди осознали, что комфортная среда в твоём дворе должна быть плодом твоей активности, работы твоих рук и мозгов, вклада твоих денег и т.д.»

Если перевести это на простой человечий язык, получится: «Вообще-то - да, но в частности - нет, «время самостоятельности» для вас ещё не настало. Решение «земельного вопроса» для МКД (т.е. исполнение законов: ст. 36 ЖК РФ и ст.16 закона о введение в действие ЖК РФ) оставим будущим поколениям, а пока будем жить, как живётся, «по понятиям». - М-да., это стоит запомнить.

Утверждение же А.Чибиса, что жилинспектор суть лучший защитник прав собственников, а чиновники по всей стране уже спешат вернуть им украденное общее имущество МКД – предоставим «заценить» нашим читателям.

Ещё нельзя не заметить, что другой важный вопрос: «Ну, хорошо, сегодня муниципалитет на федерально-региональные средства благоустроит улицы, скверы, дворы – а что будет завтра, после завершения проекта, когда деньги кончатся?» - на пресс-конференции остался без ответа.  В министерстве будут думать.

Что запланировано к 2021 г.

Впрочем, произнесённые слова имеют свойство иногда таять в воздухе без следа… Потому заглянем в паспорт проекта.

Цель: повышение качества и комфорта городской среды на территории РФ – должна быть достигнута путем: а) реализации 400 комплексных проектов по благоустройству и б) обучения 2000 специалистов по программе "Создание комфортной городской среды".

Под комплексными проектами понимаются реализованные мероприятия в сфере благоустройства, прошедшие обсуждение и поддержанные гражданами, в том числе - путем их софинансирования. Они ежегодно будут отбираться на конкурсной основе Минстроем из числа проектов,  представленных в министерство субъектами РФ.

 

На территории субъектов РФ будут реализованы по 5 обязательных и 5 альтернативных (т.е. выбираемых по усмотрению субъекта РФ) мероприятий из перечня, предложенного Минстроем России.

Обязательные мероприятия - это: утверждение  «Правил благоустройства», соответствующих федеральным методическим рекомендациям; реализация региональных (муниципальных) программ благоустройства - с размещением их в ГИС ЖКХ; конкурс лучших практик; утверждение субъектом Российской Федерации порядка отбора проектов и самих проектов для федерального софинансирования; обучение не менее 20 человек от региона по программе "Создание комфортной городской среды"; благоустройство дворов и др. объектов городской среды.

Альтернативные мероприятия это:                                                      обустройство инфраструктуры для маломобильных групп населения;

приведение в нормативное состояние объектов региональной и муниципальной собственности; создание инструментов общественного контроля; поощрение проектов, инициированных гражданами;

создание инструментов софинансирования благоустройства гражданами;

создание инфраструктуры спорта и отдыха; благоустройство зон торговли; создание пешеходной инфраструктуры; поддержка уличной торговли, услуг (ярмарки выходного дня и т.п.) благоустройство пустырей; ликвидация домов, признанных аварийными и расселенных и т.д.

Будет создана система оценки качества городской среды и публичный рейтинг благоустроенности муниципалитетов РФ.

В общем, в этом проекте тоже можно найти немало бюрократических «заморочек», но всё же «человеческому фактору» (в хорошем, а не «аварийном» смысле этого слова) тут отведена куда большая роль, чем в проекте по ЖКХ. И, судя по всему, неравнодушные и активные граждане своими действиями могут эту роль серьёзно увеличить. К вящему благоустройству российских городов и посёлков - с населением более 1 тыс. чел. (этот проект для них). И развитию в стране реального самоуправления. Чтобы потом не было нестерпимо больно, что «львиная доля» 50 млрд. руб. пошла на смену бордюров и плитки на центральных площадях нескольких городов-«миллионников».

                                                                          Юрий Полонский

Дизайн :
Яндекс.Метрика