•   Свежий номерStyle

    Надежда КУЛИКОВА: Капремонт в кредит - это выгодно! Читайте прямо здесь
  • Цель издания

       «Мы верим, что сегодняшние Председатели правления ТСЖ (ЖСК, ЖК), избранные на демократической основе, прошедшие школу самоуправления - это завтрашние главы местного самоуправления, мэры, губернаторы, президенты.
         Цель издания - популяризация института ТСЖ, освещение передового опыта и практических проблем становления товариществ
       «Председатель ТСЖ» не предлагает готовых рецептов, а показывает, какой завтра может стать жизнь, если сегодня приложить немного усилий. Незнание и не использование того, что уже проделано другими, равносильно непроизводительным затратам сил и средств.
  • 1
  • 2

konkurs FOTOКонкурс на лучшее фото жизни ТСЖ/ЖСК, Советов домов! 10 победителей конкурса получат бесплатную подписку на 2019 год.

Журналы за 2018 год

Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №7(117) 2017 

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

С завидным постоянством чиновники Федеральной налоговой службы (ФНС) и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ пытаются доказывать в своих письмах, что взносы собственников на содержание и ремонт общего имущества (далее ОИ) в МКД, управляемом ТСЖ или ЖСК, а также коммунальные платежи представляют собой выручку от оказания услуг и, следовательно, должны облагаться налогом. Иногда им вторят и некоторые аудиторы.

К большому сожалению, известны случаи, когда и судьи арбитражных судов приходят в своих разбирательствах к ошибочным выводам

Между тем, несложный анализ действующих налоговых норм приводит к выводу о несостоятельности указанных налоговых притязаний.

Аргументы для исключения из налоговой базы взносов на содержание и ремонт ОИ в домах ТСЖ и ЖСК

Аргумент 1.1. Взносы на содержание и ремонт ОИ не могут признаваться доходом для целей налогообложения

Статья 41 Налогового кодекса гласит: «В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить…».

К сожалению, в НК РФ отсутствует определение понятия «экономическая выгода». Но все известные источники, включая МСФО, определяют это понятие как наличие прироста имущества.

Размер взносов на содержание и ремонт ОИ в МКД точно и однозначно рассчитывается на основе данных сметы затрат ТСЖ (ЖСК). Таким образом, взносы лишь возмещают затраты, связанные с уставной деятельностью ТСЖ (ЖСК), не образуя никакого имущественного прироста.

Смета затрат не содержит статей, связанных с приносящей доход деятельностью ТСЖ (ЖСК) и возникновению прибыли. Поэтому в рамках основной уставной деятельности у ТСЖ (ЖСК) отсутствует источник и фактическая способность к уплате налога в трактовке п. 1 ст. 3 НК РФ.

Взносы на содержание ОИ МКД, в сущности, не поступают в полное распоряжение ТСЖ (ЖСК), так как они обременены необходимостью их использования строго по целевому назначению.

Все это доказывает, что взносы на содержание и ремонт ОИ в МКД не образуют у ТСЖ (ЖСК) никакой экономической выгоды. А отсутствие экономической выгоды означает отсутствие дохода для целей налогообложения.

Аргумент 1.2. Постановление Пленума ВАС от 5.10.2007 № 57

В Постановлении содержатся следующие положения, полностью подтверждающие вышеприведенный Аргумент 1.1:

«ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ».

«ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в МКД, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ».

Поэтому неправомерно считать взносы собственников экономической выгодой ТСЖ, то есть признавать доходом для целей налогообложения. По аналогии все сказанное применимо и к ЖСК.

Аргумент 1.3. В домах, управляемых ТСЖ и ЖСК, взносы собственников на содержание и ремонт ОИ – это не выручка от продаж

Представители налоговых органов в своих многочисленных письмах утверждают, что поступающие на расчетный счет ТСЖ (ЖСК) взносы собственников помещений на содержание ОИ представляют собой выручку от реализации работ, услуг и, следовательно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Это утверждение в корне ошибочно.

Легко доказывается, что указанные взносы собственников на содержание общего имущества не имеют никакого отношения к выручке от реализации работ или услуг.

Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физлиц. Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

В обоих определениях необходимым условием выступает реализация, т.е. процедура продажи. Следовательно, если нет реализации, то для целей налогообложения нет ни работ, ни услуг.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Здесь ключевой элемент – наличие двух лиц. Одно из них является заказчиком (покупателем), а другое – исполнителем (продавцом). Реализация осуществляется на основе договора между ними (см. также ст. 454, 702, 779 ГК РФ).

Но отдельный собственник не может в таком договоре выступать заказчиком на содержание и ремонт его доли ОИ, так как он не вправе выделить в натуре свою долю (ст. 290 ГК РФ; п. 4 ст. 37 ЖК РФ). Поэтому, если, например, ремонтируется или обслуживается какая-то часть общего имущества , то невозможно ответить на вопрос, для какого конкретно собственника («другого лица») это делается: эти работы выполняются для всех собственников помещений в МКД. Договор ТСЖ (ЖСК) с отдельным собственником на содержание его доли в ОИ, в сущности, представляет собой беспредметный документ. Акты исполнения таких договоров, заключенных с каждым отдельным собственником, либо вообще не будут составляться, что недопустимо, либо остается их штамповать «под копирку», что бессмысленно и противозаконно. Договор может быть заключен только на все ОИ в МКД. То есть другим лицом в договоре может выступать представитель всех собственников. Но таким представителем согласно Жилищному кодексу (ч. 8 ст. 138 ЖК РФ) является само ТСЖ (или, по аналогии – ЖСК). Получается, что ТСЖ (ЖСК) является заказчиком и оно же является исполнителем, т.е. другое лицо, а, следовательно, и признаки реализации, соответствующие п. 1 ст. 39 НК РФ, отсутствуют. А поскольку нет реализации, то для целей налогообложения нет ни работ, ни услуг.

Данное доказательство означает, что в рамках своей основной уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) не выполняет для собственников помещений никаких работ и не оказывает им никаких услуг. Следовательно, средства на содержание и ремонт общего имущества, поступающие товариществу (кооперативу) от собственников помещений, не могут признаваться выручкой от реализации работ (услуг). Это – предусмотренные законом и уставом взносы на содержание и ремонт ОИ, не имеющие никакого отношения к коммерческой деятельности. Осуществляются не работы, не услуги, а уставные обязанности, носящие некоммерческий характер.

Обратим внимание на то, что доказательство проведено без упоминания о применяемом режиме налогообложении (общий режим, УСН) и о членстве собственника в ТСЖ (ЖСК). Это означает, что экономический характер взносов не зависит ни от принятого режима налогообложения, ни от того, является или не является собственник членом товарищества или кооператива. Существенно важно, что это доказательство ни в какой своей части не выходит за рамки действующего законодательства.

Таким образом, мы приходим к важному выводу: в МКД, управляемом ТСЖ (ЖСК), взносы собственников не облагаются налогом не потому, что это «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» в смысле ст. 251 НК РФ, а просто потому, что они не образуют объекта налогообложения.

Поэтому эти взносы (определенные сметой расходов) должны отражаться как целевые поступления.

Аргумент 1.4. Поступления средств собственников помещений в МКД на содержание и ремонт ОИ относятся к целевому финансированию в силу абзаца 22 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

В цитируемом абзаце НК РФ упомянуты только ремонт и капремонт (слово «содержание» отсутствует). Но любому ремонту должны предшествовать обязательные операции, связанные с регулярным обследованием объектов ОИ и выявлением его дефектов. Без этого ремонт немыслим.

В сущности, понятие «содержание общего имущества» неотъемлемо включает в себя и понятие «ремонт». Подтверждением этому служит, например, наименование Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290-ПП – «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме». Данный перечень содержит более 180 наименований работ и услуг, из которых больше половины составляют работы по проверке целостности конструкций и устройств, контролю состояния элементов ОИ, выявление повреждений и нарушений, - т.е. работы, не являющиеся собственно ремонтом, но составляющие с ним неотделимое целое.

Кроме того, любой производственный процесс (основные расходы) невозможен без соответствующих функций управления и обслуживания, (накладные расходы).

Вывод очевиден: слово «ремонт» в рассматриваемом абзаце ст. 251 НК РФ необходимо понимать расширительно: это все операции, связанные с общим имуществом, включающие содержание, собственно ремонт и управление. Разделять эти части единого процесса невозможно.

Данный вывод нашел подтверждение в Постановлении 13 Арбитражного Апелляционного Суда от 16.07.2015 по делу № А42-9863/2014, а также в Определении ВС РФ от 15.03.2016 по делу № 307-КГ16-635.

Аргумент 1.5. В деятельности ТСЖ (ЖСК) по содержанию и ремонту общего имущества отсутствуют признаки предпринимательской (коммерческой) деятельности

Основная уставная деятельность ТСЖ и ЖСК по содержанию и ремонту ОИ в МКД не имеет ничего общего с предпринимательской деятельностью, признаки которой даны в ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

В деятельности ТСЖ (ЖСК):

 нет цели систематического получения прибыли;

 отсутствует коммерческий риск;

 не требуется преодолевать конкуренцию;

 нет продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (выше это было строго доказано).

Следовательно, средства, поступающие от собственников помещений в целях содержания и ремонта ОИ, не являются частью предпринимательской деятельности, то есть не могут представлять собой выручку от реализации работ (услуг).

Это является еще одним доказательством того, что эти поступления неправомерно признавать доходом в целях налогообложения.

Аргументы для исключения из налоговой базы платежей собственников помещений за коммунальные услуги(коммунальных платежей)

Аргументы этого раздела применимы для случаев, когда в пользовании ТСЖ, ЖСК нет никаких производственных объектов, с помощью которых возможно производить коммунальные услуги.

Аргумент 2.1. Отсутствуют признаки деятельности по производству коммунальных услуг

В деятельности ТСЖ (ЖСК) нет ни единого признака того, что ТСЖ (ЖСК) оказывает какие бы то ни было коммунальные услуги жильцам дома, а именно:

  1. В пользовании ТСЖ (ЖСК) нет никаких производственных объектов (тепловых пунктов, бойлерных, водяных скважин, насосных устройств, электрических подстанций), с помощью которых возможно производить коммунальные услуги.
  2. В штатном расписании ТСЖ (ЖСК) нет ни одного работника, обладающего правом и умением участвовать в производстве коммунальных услуг.
  3. У ТСЖ (ЖСК) нет лицензии на данный вид деятельности.
  4. Производство любой услуги сопровождается расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В бухгалтерском учете ТСЖ (ЖСК) нет ни следа расходов таких ресурсов на производство коммунальных услуг.
  5. В основной уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) отсутствуют признаки и операции, присущие продавцам. Они не участвуют в процедуре реализации каких бы то ни было услуг.
  6. ТСЖ (ЖСК) не может существенным образом влиять ни на объем потребления, ни на основные параметры коммунальных услуг.

Аргумент 2.2. Понятие «исполнитель» неприменимо к вопросам налогообложения

С 2006 г., с выходом «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (ПП РФ от 23.05.2006 № 307, которое позднее было заменено Постановлением от 06.05.2011 № 354) в жилищном законодательстве широко используется термин «исполнитель» применительно к управляющим организациям, ТСЖ и ЖСК. Функцией исполнителя является «предоставление коммунальных услуг» - понятие, абсолютно бессмысленное, так как ему невозможно дать официальное определение (и оно действительно отсутствует) для условий, когда у ТСЖ (ЖСК) нет никаких объектов инфраструктуры по производству коммунальных услуг.

Между тем, представители налогового ведомства иногда используют применительно к ТСЖ (ЖСК) термин «исполнитель» как синоним производства коммунальных услуг. При этом они игнорируют тот факт, что объект налогообложения возникает не в связи с «исполнением» работ и услуг, а в связи с их реализацией (продажей) в трактовке ст. 39 НК РФ.

Поскольку никакой продажи коммунальных услуг в деятельности ТСЖ и ЖСК нет, то соответствующие доводы налоговиков являются неправомерными.

Аргумент 2.3. Отсутствие экономической выгоды

Коммунальные платежи аккумулируются на расчетных счетах ТСЖ (ЖСК) с единственной целью их последующего перечисления РСО. Они должны быть использованы строго по назначению. В сущности, они не переходят в собственность ТСЖ (ЖСК), так как исключено распоряжение этими средствами по усмотрению указанных организаций.

К тому же, как и в случае со взносами собственников на содержание и ремонт ОИ (аргумент 1.2), ТСЖ (ЖСК) действуют здесь не в своих интересах, а в интересах собственников помещений. В этих отношениях у ТСЖ ЖСК) нет самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов собственников

В этой связи коммунальные платежи невозможно рассматривать в качестве экономической выгоды ТСЖ (ЖСК). А раз нет экономической выгоды, то нет и дохода для целей налогообложения (ст. 41 НК РФ).

Коммунальные платежи образуют не доход, а встречные обязательства ТСЖ (ЖСК) перед собственниками по использованию полученных средств строго по назначению.

Аргумент 2.4. Недопустимость двойного налогообложения

Вся сумма коммунальных платежей, собираемая на счетах ТСЖ (ЖСК), предназначена для перечисления РСО, которые будут обязаны с этих средств уплатить налоги. Как же можно требовать, чтобы ТСЖ (ЖСК) в свою очередь облагали эти же суммы налогами, допуская тем самым двойное налогообложение?

Аргумент 2.5. Отсутствие источника налогообложения у ТСЖ (ЖСК)

ТСЖ (ЖСК) осуществляют сбор коммунальных платежей ровно в той сумме, какая необходима для перечисления РСО. При этом отсутствует источник начисления налога на сумму коммунальных платежей, т.е. фактическая способность к уплате налога в смысле п. 1 ст. 3 НК РФ.

Аргумент 2.6. Подпункт 9 п. 1 ст. 251 НК РФ

Суммы коммунальных платежей вполне обоснованно можно рассматривать как средства доверителей (потребителей коммунальных услуг), направляемые поверенному (товариществу, кооперативу, управляющей организации). Соответственно указанные суммы не учитываются при определении налоговой базы.

Мнение некоторых экспертов о том, что подобное представление коммунальных платежей противоречит каким-то нормам гражданского законодательства, является в корне ошибочным. Совершенно очевидно: если коммунальную услугу оказывает не придуманный «исполнитель», а РСО, то роль ТСЖ, ЖСК (а также управляющей организации) – это именно роль «доверенного лица» или «агента».

Дизайн :
Яндекс.Метрика